ТЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Научно-исследовательская работа Института археологии проходит по программе фундаментальных исследований "Древнее культурное наследие Казахстана: глубинные истоки и традиции". Программа включает две научно-исследовательские темы: "Древние культуры Казахстана в системе цивилизаций Центральной Азии" и "Великий Шелковый путь на территории Казахстана: взаимодействие кочевых и оседлых цивилизаций". По хоздоговорной заказной тематике разрабатываются темы, связанные с исследованием средневековых городов Отрар, Туркестан, Сарайчик. На изучение памятников палеолита Южного Казахстана, святилища Байте на Мангыстау, городов на Великом Шелковом пути получены гранты ИНТАС и Национального географического общества США. Содержание работ института охватывает проблематику научных исследований от каменного века до эпохи средневековья в хронологическом аспекте и от процесса археологических раскопок до теоретического моделирования и реконструкций. В археологии Казахстана наряду с продолжающимся накоплением источников наблюдается закономерный переход к исследованиям обобщающего характера, воссозданию конкретной исторической реальности в социально-экономическом, политическом, этнокультурном аспектах, к практике разработок методологического характера. Казахстанская археологическая наука недавнего прошлого получила импульс развития в советское время. Однако, когда Казахстан стал независимой республикой, археология здесь приобрела новый социальный статус внутри нового социума, что открыло новые возможности для ее дальнейшего развития. В качестве приоритетных ориентиров в исторических исследованиях названо положение о принадлежности археологии Казахстана к евразийской культуре в аспекте изучения проблемы развития и взаимодействия кочевых и оседлых культур. В связи с этим в качестве концептуальных основ развития археологической науки можно предположить научные направления, приоритеты и практические задачи. Из приоритетных задач выделяется теоретическая разработка на современном уровне науки проблемы влияния Казахстана как социума на процесс исторического развития человечества; определение вклада автохтонных племен и народов региона, которые они внесли в эволюцию материальной и духовной цивилизации в Евразии; выявление древнейших корней искусства и духовности казахского народа, исторических этапов сложения и развития его государственности и консолидации родоплеменных структур в единую общность. Предстоит изучение взаимодействия оседлых цивилизаций и кочевых культур в древности и средневековье на основе археологических данных, письменных и нумизматических источников, в частности, решение вопросов о начальном этапе протогородских цивилизаций Казахстана в контактных зонах оседлости и кочевания и об оседании кочевников. Предполагается также исследование динамики развития средневековой урбанизации, особенностей в Казахстане от VI до XVIII в.в. в условиях взаимосвязи со степью. Важным станет изучение городской культуры на всем протяжении средневековья с тем, чтобы сопоставить археологические материалы с данными этнологических исследований. Предусматривается исследование городской структуры, строительства и архитектуры, функций города в разрезе ремесла, торговли и денежного обращения, сельского хозяйства, идеологии, демографии, социальных отношений. Одной из фундаментальных проблем исторической науки является вопрос о характере общественного строя кочевников Евразии. До сих пор отсутствие единой принципиальной модели их социально-экономического строя негативно сказывается на построении объективных научных трудов по истории Казахстана в период древности, средневековья и нового времени, развернувшийся в науке процесс обновления и совершенствования концептуальных основ анализа исторического процесса, формирования качественно новой теории типологизации общественных систем - все это создало принципиально новые потенциальные возможности для преодоления хронологического разнобоя в типологической оценке кочевых обществ и построения их адекватной модели. Сейчас требуется решение теоретических проблем, связанных с определением формации у кочевников: была ли у них государственность, когда она появилась, какова ее сущность. Исследования будут проводиться в разрезе теории типологизации общественных систем с применением формационного и цивилизационного анализов. В настоящее время в исторической науке наблюдается отход от "прокрустова ложа" пятичленной формационной теории развития общества от дикого к цивилизованному. Отсюда понятен интерес к переходному периоду - от первобытности к цивилизации, к парадигмам соотношения культуры и цивилизации. Археологи пытаются выяснить уровень развития древнейших цивилизаций Казахстана, начальные этапы их формирования, динамику развития. Эти вопросы являются первостепенными при изучении древней и средневековой археологии Казахстана. И именно в этой области в последние годы имеются ощутимые достижения, которые необходимо расширять и развивать. Археологи примут самое активное участие в подготовке написания научной истории тюркских народов - одного из крупного этноса Евразии, игравшего и продолжающего играть важную роль в ее истории. Это обусловлено, в частности, тем, что общая история тюрков до сих пор не написана. Не состоявшаяся в 70-е годы попытка создания в СССР региональной истории народов Средней Азии и Казахстана требует своеобразной компенсации в современной ситуации - издания научных трудов. Одним из фундаментальных положений таких изданий должно стать доказательство того, что тюркские этносы древние, хотя появились на исторической арене относительно поздно - в V-VI в.в. Существующие археологические материалы позволяют сопоставить культуру прототюрков Центральной Азии с культурами эпохи бронзы, ранних кочевников, в том числе и с сакской культурной общностью. Необходимо продолжать археологическое изучение Шелкового пути: пути диалога культур как феномена человеческой цивилизации. Именно он уже с глубокой древности связывал Восток и Запад, Азию и Европу. Как доказывают археологические материалы, Казахстан был своеобразным мостом между культурами. В городах Казахстана встречаются различные религии, культурные эталоны, этносы, которые создали одну из самых ярких самобытных городских цивилизаций, традиции которой перешли и в новое время. Важна роль археологии в изучении культуры городов Казахстана эпохи развитого средневековья от Х до XVIII в.в. как части мусульманской культуры от Каира и Багдада до Семиречья и Восточного Туркестана. Понятие "мусульманский ренессанс" охватывает и средневековый Казахстана. Представляются актуальными уточнения исторической терминологии и дефиниции. Думается, что термины "кочевая культура", "кочевая цивилизация", к достижениям которой относят и "мифологию", и "эпос", и "звериный стиль", не совсем удачны. Правильнее говорить о "степной культуре и цивилизации", которые подразумевают не только кочевание, но и оседлость, не только скотоводство, но и земледелие и городскую жизнь. Разве саки, тюрки, казахи только номады? Ведь именно этот, так называемый "исключительный номадизм" дает пищу для рассуждений о пустых землях Казахстана, об эфемерности культуры кочевников. Номадизм - лишь часть степного хозяйства, жизни и быта. Сейчас известны поселения и города саков, тюрков, казахов. Удовлетворение этого интереса - также одна из задач археологии. В области изучения древнейшей истории прежде всего предстоит увеличить объем конкретного материала об эпохе каменного века. Он позволит по-новому рассмотреть ряд вопросов, связанных с первоначальным расселением и дальнейшей миграцией первочеловека. До накопления данных все еще остаются спорными вопросы хронологии памятников, их увязка с геологическими отложениями. Комплексные исследования археологов совместно с геологами, палеозоологами позволят детализировать схему стратиграфии плейстоценовых и голоценовых отложений, выявить закономерности их формирования и разработать геологическую и археологическую периодизацию культурных горизонтов эпохи камня. Полученный материал даст возможность конкретизировать время появления первых людей на территории Казахстана, определить те центры, откуда начиналось заселение и в каких формах оно протекало, а также выявить закономерности этого процесса. В свою очередь, решение этих задач создает предпосылки для спешного решения глобальных проблем истории каменного века Евразии. До сих пор остается недостаточно изученным неолит Казахстана, занимающий промежуточное положение между Средней Азией и Южным Уралом, что затрудняет восстановление картины сложных взаимоотношений, существовавших между племенами на огромной территории Евразии. Остро назрел вопрос о возможно полной публикации всего накопленного материала, его систематизации, хронологической классификации. Это должен быть обобщающий фундаментальный труд, который в известной мере подведет итог археологических исследований в конце века и послужит исходной базой для прогнозирования стратегии дальнейших исследований, определения зон консервации и реставрации. От уровня этого издания во многом будет зависеть развитие исторических исследований древнейших периодов в следующем столетии. Основная стратегическая цель темы "Древние культуры Казахстана в системе цивилизаций Центральной Азии" состоит в теоретической разработке на современном уровне науки вклада Казахстана в мировой процесс исторического развития человечества, выяснение роли автохтонных племен и народов региона в эволюцию материальной и духовной цивилизации. С выходом Казахстана на мировую арену в качестве самостоятельного государства растут национальное самосознание и интерес к истории своей страны, что явилось определяющим в разработке концепции исторического сознания в республике. Памятники материальной культуры имеют решающую роль для раскрытия исторического процесса, проходившего на территории Казахстана. Научные исследования по теме перспективны и актуальны на фоне расширяющегося интереса мировой науки к проблемам древней истории культуры Центральной Азии. В связи с изложенным следует назвать еще одну задачу первостепенной важности - создание банка данных по археологии и выпуск 10 томов "Свода памятников истории и культуры Казахстана". Пока вышел один том - "Южно-Казахстанская область" (Алматы, 1994). Цель темы "Великий Шелковый путь на территории Казахстана в системе цивилизаций Евразии" - установление контакта и диалога стран, расположенных на трассе Шелкового пути, соединявшего Восток и Запад, изучение взаимодействия оседлых цивилизаций и кочевых культур на Шелковом пути в древности и средневековье на основе археологических данных, письменных и нумизматических источников. Предполагается решение вопросов о начальном этапе протогородской цивилизации Казахстана в контактных зонах оседлости и кочевания и об оседании кочевников. Эти процессы исторически отмечены в государстве Кангюй, центры которого располагаются в долинах Сырдарьи, Арыси и Таласа. Это одно из ранних государств Казахстана, включенных в систему Великого Шелкового пути, начавшего функционировать во П в. до н. э. Представляется важным изучение городской культуры на всем протяжении средневековья с тем, чтобы сопоставить материалы с данными этнографических исследований. Предусматривается исследование городской структуры, строительства и архитектуры, функций города (ремесла, торговли и денежного обращения), сельского хозяйства, идеологии, демографии и социальных отношений. В целом уровень сегодняшних научных исследований соответствует международным стандартам, престиж казахстанской археологии достаточно высок. В пользу этого свидетельствуют совместные научные программы с зарубежными исследователями. Одна из тем - "Великий шелковый путь" - проводится под эгидой ЮНЕСКО. Ведущие археологи Казахстана участвуют в написании 6-томной "Истории цивилизации Центральной Азии", издание которой осуществляется ЮНЕСКО. Регулярно во Франции, Корее, КНР, Пакистане издаются статьи археологов Казахстана. В печати находится казахстанско-французский археологический сборник. Запланировано 10 томов по Казахстану "Корпуса петроглифов мира", издаваемых ЮНЕСКО. Всего за 1991-1998 г.г. институтом издано свыше 40 монографий, сборников, учебников, альбомов, около 500 статей.
|
|