СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КАЗАХСТАНЕ: 1990-2000 гг.

Десять лет независимого развития Республики Казахстан знаменовались значительными изменениями в социальной и демографической структуре населения. Социально-демографические процессы были обусловлены кардинальным преобразованиям всей общественной системы, процессами модернизации общества, экономики, характеризовались как позитивными, так и негативными тенденциями.

В середине 90-х годов обозначились актуализация социального фактора модернизации, негативные тенденции в формировании социальной структуры в связи с падением социальной сферы, ростом безработицы, высоким уровнем социальной поляризации, сужением поля социальной мобильности, резко возросшими миграционными потоками "село-город".

С начала 90-х годов Казахстан вступил в стадию социальной дезинтеграции, распада прежней социальной структуры, разрушения ядра внутристратных связей, утраты социальной самоидентификации индивидов. Наиболее оптимален был сценарий трансформации социальной структуры от дезинтеграции к реинтеграции и новой социальной структуре. Опыт модернизируемых стран подтверждает: негативные тенденции в развитии социальной структуры возрастают на стадии дезинтеграции, являются, наряду с основным, экономическим фактором, одним из ведущих ограничителей трансформации социальной структуры по наиболее оптимальному (желательному) сценарию.

Детерминантами негативных тенденций в развитии социальной структуры в постсоветский период были экономический фактор (спад производства в 1991-1996 годах), безработица, миграция "село-город", кризис системы ценностей в период модернизации, падение социальной сферы.

В Казахстане в 1990-1995 годах наблюдалось резкое снижение объема ВВП, за пять лет - практически в два раза. В 1996 году падение объема ВВП было приостановлено. В 1997 году в Казахстане отмечен рост ВВП на 1,7%. В результате влияния внешнего фактора реальный объем ВВП в 1998 году по сравнению с 1997 годом снизился на 2,6%. В 2000 году отмечен рост объема ВВП - 9,5%.

Диаграмма 1.Реальное изменение ВВП Казахстана в 1990 - 2000 гг.*

* Источник: Национальный отчет о человеческом развитии в Казахстане за 2000 год. - А., 2001. - С.6.

Спад в реальном секторе экономики продолжавшийся с 1990 по 1996 год обладал значительной, накопившейся за кризисный период, инерционностью, особенно четко был проявлен в промышленности. Позитивные сдвиги обозначились в 2000 году. Рост ВВП составил 9,5%. Для значительного воздействия экономического фактора на снижение масштабов негативных социальных процессов (бедность, безработица, низкий уровень жизни, маргинализация), необходим ежегодный экономический рост в 5-8% в течение 5-10 лет.

Реальная, или по терминологии Агентства РК по статистике "общая безработица", значительно превышает численность официально зарегистрированных безработных. Общая безработица в 1990-е годы постоянно возрастала. Резкий скачок общей безработицы произошел в 1991-1993 и 1994-1995 годах. Последующие пять лет, происходил постепенный рост общей безработицы с 808 тыс. человек в 1995 году - до 950 тыс. человек в 1999 году.

Таблица 1. Распределение численности занятых и безработных в РК: 1996-1999 гг.* (тысяч человек)

1996 1997 1998 1999
Численность занятых в экономике
6 518,9 6 472,3 6 127,6 6 105,4
Общая безработица 970,6 967,8 925,0 950,0
Официальная безработица 282,4 257,5 251,9 251,4

* Источник: Статистический ежегодник Казахстана, 2000: Стат. сб. /Под ред. А.А.Смаилова. - А.: Агентство РК по статистике, 2000. - С.32.

Сложившиеся значительные масштабы безработицы обусловили необходимость принятия и реализации специальной государственной программы. 3 июня 2000 года Правительством утверждена "Государственная программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы". Ее целью является "сокращение масштабов бедности и безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам, преимущественно нетрудоспособным, а также категориям населения, которые наиболее уязвимы на рынке труда" .

Планируемое государственной программой сокращение безработицы отражено в таблице 2.

Таблица 2. Показатели плана сокращения безработицы в РК: 2000-2002 гг.
Показатели 2000 год 2001 год 2002 год
Численность населения 14 874,6 14 835,2 14 860,1
Трудовые ресурсы, всего 8 544,3 8 541,8 8 553,6
Экономически активное население 7 077,6 7 073,9 7 088,3
Занятые в экономике 6 122,4 6 260,4 6 450,3
Безработные 955,2 813,5 638,0

* Государственная программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы. – Астана, 2000. – С.3

За счет реализации программы предусматривается в 2000-2002 годах создать 400,4 тысячи рабочих мест (в 2000 году - 146,2 тысячи, 2001 году - 121,5 тысячи, 2002 году - 132,6 тысячи), не допустить снижения числа существующих рабочих мест .

Безработица имеет региональные различия. В декабре 2000 года наибольший уровень официальной безработицы отмечен в Павлодарской, Кызылординской и Мангистауской областях, наименьший - в Алматинской, Южно-Казахстанской областях и городах Алматы и Астана. Фиксируемые статистикой низкие показатели официальной безработицы в Алматинской и Южно-Казахстанской областях связаны с тем, что сельское население, ведущее собственное хозяйство, не учитывается в качестве безработных.

Безработица способствует социальной изоляции. Занятость и доходы - это не только экономическая необходимость, но и способ участия в общественной жизни, источник и поле взаимодействия для формирования личности. Именно поэтому борьба с безработицей, по мере преодоления экономического кризиса и укрепления тенденций экономического роста, постепенно становится одним из основных приоритетов в деятельности Правительства Республики Казахстан.

Наряду с безработицей, другим проявлением негативных тенденций развития социальных процессов, как правило, сопровождающим процессы форсированной модернизации, является бедность.

Проблема бедности не является исключительно новой для Республики Казахстан. Относительно немногочисленные категории малообеспеченного населения с низкими доходами имелись в Казахстане еще в период до распада СССР, начала масштабных преобразований экономики. Рост масштабов бедности ограничивался политикой государства в сфере распределения, обеспечивавшего доступ к услугам здравоохранения, образованию, социальным выплатам. Разрыв экономических связей между предприятиями постсоветских стран, неадаптированность значительной части населения к рыночным отношениям, экономический кризис первой половины 1990-х годов, жесткая политика макроэкономической стабилизации 1993-1995 годов, сопровождавшейся спадом производства, обусловили высокую цену социальных издержек реформ, рост бедности, безработицы.

На начальном этапе реформ, политики макроэкономической стабилизации, в условиях острого бюджетного дефицита, возможности, поле действий Правительства на сокращение бедности и безработицы было ограничено. Первая половина 1990-х годов характеризовалась приоритетностью решения проблем макроэкономической стабилизации, жесткой денежно-кредитной политики, ограниченностью финансовых, организационных, технических ресурсов Правительства, которые могли бы быть направлены на борьбу с бедностью. Внутренние факторы, прежде всего, связанные с системным экономическим кризисом, падением производства, отсутствием опыта решения проблем борьбы с бедностью, объективно ограничивали возможности утверждения стратегии сокращения бедности как приоритетного направления политики. В общенациональном масштабе еще не был сформирован интегрированный подход к решению проблем борьбы с бедностью. Борьба с бедностью и безработицей понималась как прерогатива специализированных ведомств - Министерства труда и Министерства социальной защиты.

Негативные социальные тенденции способствовали признанию государством и обществом актуальности их искоренения, прежде всего сокращения бедности, резко усилившейся поляризации населения по уровню доходов. Наметившаяся в 1996 году макроэкономическая стабилизация, приостановление дальнейшего спада экономики, незначительный рост ВВП, перспективы постепенного экономического роста и связанное с этим расширение возможностей, обусловили изменения в оценке Правительством проблемы борьбы с бедностью, в качестве одного из приоритетов внутренней и внешнеэкономической политики.

Значительная роль в признании в Республике Казахстан актуальности борьбы с бедностью, необходимости разработки интегрированных программ, нацеленных на реализацию концепции человеческого развития, принадлежит странам-донорам, международным организациям: Всемирному банку, ПРООН, ЕБРР, АБР. Активизации усилий, направленных на содействие борьбе с бедностью международных организаций, способствовал Всемирный саммит по социальному развитию 1995 года в Копенгагене. Фактом признания актуальности концепции развития, необходимости разработки национальной программы борьбы с бедностью явилось нарастающее с 1995 года сотрудничество Правительства Республики Казахстан с ПРООН, ознаменовавшееся изданием при содействии и финансировании ПРООН первого Национального отчета о человеческом развитии за 1995 год.

Вторая половина 1990-х годов отмечена продвижением в признании актуальности борьбы с бедностью в Казахстане со стороны всех заинтересованных сторон, общества в целом. Наблюдавшийся в этот период, хотя и незначительный экономический рост создавал возможности для изучения, оценки масштабов бедности, признания борьбы с бедностью в качестве одного из приоритетов. Показательным с точки зрения признания остроты проблемы являлось предпринятое в июле 1996 года под эгидой Всемирного банка Государственным комитетом по статистике и анализу Республики Казахстан "Исследование уровня жизни в Казахстане". Именно с 1996 года в официальных статистических сборниках стали обращать на себя внимание не субъективные оценки социального положения казахстанцев, а опасная динамика распространения бедности в Казахстане.

Общепризнанно, что ключевым условием сокращения бедности является экономический рост. Тем не менее, экономический рост, при наличии лишь набора нацеленных интервенций, серии небольших проектов, не включенных в национальную политику, недооценки улучшения показателей человеческого развития, как условия роста возможностей для самого бедного населения преодолеть нищету, сам по себе, автоматически не ведет к снижению уровня бедности. Так, в Аргентине в 50-годы темпы экономического роста составляли 2% в год на душу населения. Тем не менее, уровень нищеты по доходам продолжал повышаться. В Гондурасе в 1886-1889 годах темпы роста составляли 2% в год, в то же время уровень нищеты по доходам удвоился .

связи с тем, что экономический рост сопровождался одновременно сохранением значительного уровня бедности. Показателем, характеризующим уровень бедности в Казахстане, является "прожиточный минимум". К категории бедных относится население, имеющее среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 1996-1999 годах, доля населения имевшего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума составляла более трети всего населения.

Таблица 3. Динамика величины прожиточного минимума и уровня бедности в Казахстане в период 1996 - 1999 гг.*

Годы
Прожиточный минимум, тенге
Доля населения с доходом ниже прожиточного минимума
1996 2861 34,6
1997 3505 43,0
1998 3716 43,4
1999 3394 34,5

* Источник: Национальный отчет о человеческом развитии в Казахстане за 2000 год. - А., 2001. - С.8.

Экономический кризис обусловил превышение "пороговых" значений разрыва уровня доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп населения, который составил в 1998 году 11,3 раза .

Исследования масштабов бедности органами статистики, группами ученых, содействие в рамках технической помощи международных организаций в оценке специфики, структуры и уровня бедности, способствовали разработке и принятию специальных национальных программ, направленных на развитие человеческого капитала, и тем самым, реализацию общей стратегии развития "Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев".

Стратегия развития "Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" декларировала бесперспективность развития в условиях растущей имущественной поляризации, разрыва в доходах между имущими и неимущими в обществе: "В обществе созрело понимание того, что разрыв этот больше общепринятых параметров. Если Казахстан будет государством тонкой прослойки богатых, то в силу очень низкой жизнестойкости, неустойчивости как изнутри, так и снаружи он в лучшем случае обречен на прозябание" . В качестве повестки дня на 1998 - 2000 годы определена борьба с бедностью и безработицей.

В рамках реализации стратегии "Казахстан - 2030" в 1999 году Правительством были приняты комплексная программа "Здоровый образ жизни", концепция "Здорового образа жизни и здорового питания", установлены квоты для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите, приняты временные правила оказания адресной социальной помощи, Программа действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2003 годы. В 1999 году впервые было принято решение о том, что социальные расходы бюджета не подлежат секвестированию. Погашение задолженности по пенсиям сказалось на значительном снижении уровня социальной напряженности. (продолжение ...)


Часть 1  |  Часть 2  |  Часть 3