Третий Открытый Музейный Форум

Ясная ПолянаКураторы карагандинского Центра современной культуры Дешт-и-Арт Гульдана Сафарова и Лариса Плетникова, научный сотрудник ЦГМ РК, корреспондент Ассоциации Открытый Музей Галия Файзуллина впервые представляли Казахстан на Открытом Музейном Форуме "Разведка будущего". Проекты, посвященные истории Караганды и Карлагу, получили специальный диплом и приглашение принять участие в международном фестивале "Лучшие в сфере наследия" в Хорватии, в городе Дубровник в сентябре 2005 года.

Третий Открытый Музейный Форум, организованный ассоциацией "Открытый музей" в партнерстве с Ассоциацией музеев России и менеджеров культуры, проходил в Музее-усадьбе "Ясная Поляна" с 19 по 23 июля 2004 года. Цель конкурса заявлена в его названии - разведка будущего: поиск и находка культурных практик нового качества и пространств, пригодных для культурного освоения завтрашнего дня, это инструмент для вычерчивания карты музейных инноваций последних лет. Главное событие ОМФ - награждение лучших музейно-коммуникационных проектов по итогам пяти лет. В этом году впервые в конкурсе участвовали (финансовая поддержка Фонда Сорос-Казахстан, программа "Проездные гранты") выставочные проекты из Казахстана "Траектория судьбы" и "Минус 6", которые прошли предварительный отбор и были заявлены на участие в Форуме в числе 12 номинантов. И они стали победителями и были награждены специальным дипломом, а также авторов проектов пригласили на фестиваль "The best in Heritage" ("Лучшие в сфере наследия") в Хорватии, в г. Дубровник в сентябре 2005 г. Начиная с 2002 года на фестивале встречаются победители разных (и не только европейских) конкурсов в сфере наследия.

Церемонии награждения победителей предшествовала открытая экспертиза конкурсных музейных проектов в мировом профессиональном контексте в виде ежедневных экспертных мастер-классов по проектам-конкурсантам. Для актуализации этого контекста были приглашены лекторы - ведущие специалисты в области теории и практики музейного дела и межмузейного сотрудничества: Массимо Негри (Eroupean Heritage Forum), Элизабет Олосфон и Абдулай Камара (International Council of Museums, Swidish-African Museum Program), Томислав Шола (European Heritage Association), Эндрю Дюрем (Keeper of Conservation at the National Museums Liverpool), а также видные философы и культурологи: Владимир Малявин и Шариф Шакуров. Такого рода открытая развернутая работа позволила постепенно сместить акцент с призов и победителей на существо дела и выявление сложных и тонких авторских ходов. И это было самой настоящей школой профессионального мастерства для всех участников.

Карагандинские проекты, демонстрировавшиеся в 2001-2002 гг. В Караганде и Алматы, представляли собой интерактивные инсталляции, в которых документальные материалы (фотографии, воспоминания, письма) были размещены на символических "стенах" города. Посетителям предлагалось принять активное участие в ряде символических действий: в одном случае - вписать в пустые карточки-"кирпичи" имена своих репрессированных родственников, заполнив таким образом "белые пятна" истории; в другом - разрезать полиэтилен, затягивающий стены, чтобы прочитать размещенные под ним материалы и, тем самым символически разрушить стену забвения. По условиям конкурса на форуме были показаны лишь материалы об этих выставках. Но многие проявили интерес и подробности продолжали выяснять во время кулуарных встреч.

Вот мнения некоторых известных специалистов в музейном деле, которым задавался один и тот же вопрос: "Как Вы оцениваете участие казахстанских проектов в Открытом Музейном Форуме?". (Помогала писатель и переводчик - Ксения Голубович).

Владимир Толстой, президент Ассоциации музеев России, директор Музея-усадьбы "Ясная Поляна" (Россия): Сам факт участия я расцениваю чрезвычайно положительно, потому что Форум вообще и "Ясная Поляна" в частности, постоянно ставят задачи расширения границ и привлечения как можно более широкого числа участников. Мне особенно интересно сейчас как бы заново познавать постсоветское пространство, те страны, которые составляли когда-то единую большую страну и связи были если не совсем разрушены, то по крайней мере очень сильно ослаблены и как ни странно, сейчас они начинают срастаться. Медленно, но все равно. Хотя для меня, например, они происходят еще реже и сложнее, чем бесконечные контакты с Западной Европой и это не очень нормально…

Что касается конкретно вашего непосредственного участия и вашего проекта…обращение к этим сложным темам удваивает ответственность. Здесь нужно быть предельно честным и, по крайней мере, не пытаться спекулировать на том, что это политически модная тема, а попытаться заново пережить реальные страдания людей и музейными средствами показать реальную картину мира. Это очень важная и сложная работа и сделана она достойно и достойно была оценена в обсуждении жюри….

Гарри Эдсон, член Комитета по этике международного ИКОМ (США): Я совсем не нахожу это странным, что Казахстан представляет на Форуме не официальный большой музей, а маленький Центр. Так как очень часто в мировой практике большие музеи не чувствуют той меры ответственности перед людьми, перед народом, перед сообществом, в котором они живут, как маленькие музеи, которые гораздо больше связаны с сообществом.

Массимо Негри, президент Европейского Музейного Форума (Италия): Для меня это особенно интересно, потому что я вижу это в рамках большой Европы. Один из немногих, но один из лучших способов, которые у нас есть для того, чтобы оставить для будущих поколений светлую перспективу будущего - надо попросить поколения, которые прямо или косвенно пережили великие политические трагедии прошедшего века встретиться лицом к лицу с этими проблемами, а не прятаться от них. Потому что эти проблемы рано или поздно поднимутся. И в музейной экспозиции прямой контакт с объектами, предметами, со свидетелями - это очень эффективный прием.

Томислав Шола, руководитель международного фестиваля "Лучшие в сфере наследия" в г. Дубровник (Хорватия): Мое мнение, наверное, будет не объективно, т.к. это именно тот тип проектов, которые мне нравятся. Обычные выставки-ностальгии - это как бы избегание реальности. То, что я увидел у вас - это настоящая работа, которая подвигает к лучшему, иному образу мышления, духовным подвижкам. Вы достаточно смелы для того, чтобы смотреть в лицо реальности.

Элизабет Олофссон, член исполнительной дирекции международного ИКОМ, директор Шведско-африканской музейной сети (Швеция): Я немного знаю о Казахстане, но я думаю, что ваш проект интересен в нескольких отношениях. Сложность нахождения вашей собственной истории, национальной идентичности, а также то, что вы обращаетесь к таким сложным темам, как ГУЛАГ, - это очень трудно и очень важно. Интерактивный способ, которым вы пользуетесь, уже во многих других обществах показал себя как очень эффективный. Ваш приезд в Ясную Поляну дал почувствовать мне, как представителю Швеции, что между вашими государствами (имеются в виду государства, ранее входившие в состав СССР - прим. автора) есть какие-то контакты, которые осуществляются на каких-то других основах. Для меня важно было увидеть это.

В 2005 году - Открытый Музейный Форум, Красноярская музейная биеннале, Международная музееологическая школа - будут проходить в одно время, где то в "районе Красноярска" (школа, например, в том числе, будет путешествовать на теплоходе по Енисею до г. Игарка). И остаётся надеяться, что казахстанские музейщики проявят активность и будут достойно представлены во всех этих событиях. Хотя… может стоит организовать такой конкурс внутри страны?