ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Казахское ювелирное искусство развивалось на основе древних традиций, взаимодействуя с культурами сопредельных народов. Ювелирное дело, в отличие от других видов казахского прикладного искусства, имевших характер домашних промыслов, носило профессиональный характер, что предопределялось спецификой производства. Казахские ювелиры – зергеры (зер-зар в переводе с персидского - золото) работали индивидуально, их мастерство передавалось по наследству.

Казахские ремесленники по благородному металлу (зергер) создавали свои предметы в декоративно- прикладном исполнении. Металл, серебро и золото покупали на базарах Средней Азии, Восточного Туркестана.

Несмотря на то, что серебро стоило сравнительно дорого, изделия из него встречались нередко. Иногда их опыляли золотом. Такие позолоченные серебряные украшения большинству населения были недоступны.

Кроме привозного серебра использовались серебряные монеты царской чеканки. Из них изготовляли различные подвески или же переплавляли в бруски для дальнейшей ювелирной обработки.

Зергер имел набор форм – калып для изготовления различных ювелирных изделий. Особым разнообразием отличались формы для изготовления серег и других женских украшений.

Зергеры пользовались следующими приемами создания ювелирных украшений: отливкой по формам, холодной ковкой, штампом и чеканом, насечкой серебра по железу. Они также знали скань (филигрань) и зернь.

Круг предметов, изготовлявшихся зергером, был широк: сюда входили женские украшения, детали для костюма, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования деревянного каркаса юрты, мебели, деревянной и кожаной посуды, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения. Зергеры умели выявлять красоту металла. Серебро приобретало блеск после ковки, благодаря шлифовке становилось сверкающим, мерцало после прочеканивания мелкими окружностями, воспринималось живым и вибрирующим в результате штриховки зигзагами. Благородство металла подчеркивалось драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, агатами, хризопразами, сердоликом, жемчугом, кораллами, перламутром. В ход также шли смальта, паста и цветные стекла.

Главной продукцией зергеров были женские ювелирные украшения, пользовавшиеся большим спросом у всех слоев общества, что определялось не только их эстетической природой, но и рядом функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами, со всем идейно-религиозным комплексом.

Женские украшения можно подразделить на пришиваемые к одежде и съемные – вплетаемые в косы, надеваемые на кисти рук, пальцы, на шею и грудь.

К украшениям одежды относятся застежки (каптырма, капсырма, илгек), пуговицы различных форм (туйме),Туйме (пуговица)амулеты треугольной формы (тумар), узорные бляхи (тана).

Застежки (капсырма, каптырма, илгек) состоят из двух частей, соединяющихся шарнирным или петельно-кольцеобразным способами. Застежки стягивали борта камзола обычно в талии, но иногда, для большей декоративности нашивали параллельно по вертикали несколько застежек. Формы застежек очень разнообразны. Бытовали застежки объемные и плоские. Объемные застежки представляют собой металлический каст, камень в оправе, штампованный конус или полусферу. Плоские застежки, отличающиеся красотой и выразительностью формы, часто имели вставку в центре из камня или стекла и стилизованные изображения в виде лотоса, лепестка, трилистника, бутона, рогов барана, грифона, рыбы, птицы, месяца со звездой, солнца. Декор сообразно форме образуется гравировкой, чернью, эмалью, чеканкой, штамповкой, литьем, сквозной резьбой.

Пояса, стягивающие талию, являлись одним из важных компонентов традиционного костюма. Мужские и женские пояса (белдик) бытовали металлические (составные), но чаще с кожаной, бархатной основой, декорированной через интервалы серебряными бляхами.

Наибольшим разнообразием отличаются съемные украшения и в первую очередь браслеты (блезик). Они создавались казахскими зергерами способом холодной и горячей ковки. Некоторые браслеты вырезали из серебряных пластинок, сплетали из серебряной проволоки или же были полые внутри, создававшиеся способом дутья.

Браслеты бывают сплошные и составные: образующие из двух-трех частей, соединенные шарнирным способом – топсалы блезик или при помощи створок – какпак блезик. Лаконичны и выразительны формы браслетов круглых, квадратных в сечении жумыр блезик, отмеченных в центральной части выступами, а на концах порой смоделированных в виде змеиной головы. Своеобразны браслеты тасты блезик, состоящие из подвижно соединенных камней в оправе. Сложностью и оригинальностью художественного замысла отличается гарнитурный браслет с кольцами бес блезик, живописно обрамляющий всю кисть руки. Тонкостью исполнения, изысканностью характеризуются ажурные филигранные браслеты жука селдир блезик, легким кружевом оттеняющий нежность девичьих рук.

Вес сплошных браслетов доходил до 100 граммов и более. Поверхность его посредством гравировки украшалась геометрическим и растительным орнаментом.

Браслеты кованые, массивные и плоские были распространены в Семиречье, Восточном, Северном и Центральном Казахстане. Для Западного Казахстана характерны массивные плоские браслеты, которые украшались сканью, камнями. На Тургае и в Кзыл-Ординской области встречались тонкие браслеты с застежкой, а в Северном и Восточном Казахстане – массивные литые браслеты с выступами.

Многообразны были кольца и перстни. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня и стекла. В одних случаях декоративную основу составляет камень, его цветовая насыщенность, глубина тона, в других сам каст, его форма и орнаментация. Особый интерес представляют Отау жузикперстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса отау жузик (отау – юрта, жузик - перстень). Идеи процветания выражены в перстнях типа кус мурын жузик (птичьего клюва), иногда озвученного помещенным внутрь камешком, в виде черепахи тасбака жузик. Такие перстни были распространены по всему Казахстану. Символом единения двух начал, двух семей являлись массивные западноказахстанские перстни с шинками на два пальца кудаги жузик (кольца свах), такие перстни дарила сваха свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.

Широкое распространение имели шашбау (шаш – волосы, бау - лента) - длинная сложного плетения цепочка (часто двойная или тройная), шнур, лента с нашитыми монетами, перламутровыми бляхами. Концы шашбау заканчиваются пышными шелковыми кистями, образованными из шнуров, или серебряными подвесками. Шашбау крепятся у основания кос и спускаются по всей длине волос.

Излюбленным женским украшением являлись подвески из серебряных блях на цепочках – шолпы. Шолпы состояло из двух цепочек блях, подвешенных с помощью кольца к крупному серебряному медальону. Вместо бляшек часто применялись серебряные монеты, тогда эта подвеска называлась шаш тенге.

В торжественных случаях надевались височные шекелик, суыртпа, крепящиеся за петли головного убора или волосы у виска. Височники главным образом многочастны, имеют подвески на длинных цепочках и часто соединены декоративной цепочкой с подвесными фигурами (проходившей под подбородком).

Любимым и постоянно носимым украшением женщин являлись серьги (сырга).

Существует множество типов и вариантов серег. Месяц является распространенным мотивом серег ай сырга (лунные серьги), иногда с вырезанной звездой с внутренней стороны. Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни – козди, тасты сырга. Частые, иногда двухъярусные подвески различных форм являются декоративным акцентом в серьгах типа салпыншак, сабак, шашак сырга.

В большом ассортименте ювелиры изготовляли девичьи нагрудные украшения (алка онерше), амулетницы треугольной формы тумарша (треугольник), укы аяк (коготь филина) и другие. Амулетницы (тумарша) обычно полые внутри, двухсторонний декор их образуется штампом. Центральная треугольная часть обычно рельефно выступает и выделяется крупной вставкой из бюризы, стекла, черненым или эмалевым узором.   Основу украшений уки аяк составляют вправленные в серебро когти филина, смоделированные развилкой, типа тумарша – треугольная пластина. Художественный эффект в изделиях достигается за счет повышения звучности колорита. К изделиям как составная часть добавляется ажурная цветочная розетка, с помощью цепочек крепятся художественно обработанные подвески. Поверхность изделий орнаментируется, покрывается позолотой, декорируется камнями, часто обрамленными бирюзой.

Нагрудные украшения ониржиек представляют собой обычно три полые прямоугольные пластины, скрепленные по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Внутреннее пространство таких пластин заполнялось белой пастой для придания им тяжести. “Ониржиеки” носили только в степях Западного Казахстана до 20-30 гг. нашего столетия.

Зергеры в большом количестве изготовляли серебряные гребни (тарак) и зубочистки (тыс шукыш), а также различные золотые украшения, но они из-за дороговизны металла встречались редко.

Но в основном зергеры работали с серебром, создавая прекрасные изделия ювелирного искусства.       

 

Поселение и жилище    Одежда     Пища и утварь    Ремесла


HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan