ВОЙЛОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Производство войлока – это сложный процесс, требующий определенных навыков. Он состоит из несколько этапов: заготовка шерсти, раскладка ее на циновке, впрыскивание горячей воды, утрамбовка, получение готового войлока.

Для окраски шерсти в различные цвета казахи вплоть до середины XIX в. пользовались красителями, которые вываривали из различных растений, корней и минеральных солей. Со второй половины XIX в. в Казахстан начали завозить анилиновые красители, которые постепенно вытеснили природные.

В изготовлении войлочных изделий принимали участие не только женщины одной семьи, но и жители аула.

Первейшая необходимость в жизни кочевника – создание различных частей войлочного покрытия юрты, бывшей на протяжении ряда столетий основным жилищем казахов.

Кроме того, из войлока делали потники (токым) под седла, шили войлочные головные уборы (калпак), плащи (кебенек), войлочные чулки для сапог (байпак), ухваты для казана (кол кап).

Но основная масса войлочных предметов использовалась во внутреннем убранстве юрты, дома. Эти предметы являлись образцами декоративно-прикладного искусства казахов.

ТекеметНаиболее распространенным в быту казахов до революции был войлочный ковер текемет, которым в основном застилали пол юрты, дома. Изготовление текемета осуществлялось несколькими способами.

Орнамент текеметов, создаваемых способом вваливания полос шерсти в виде узоров на основу, был традиционным: по центральному полю несколько ромбических фигур, в которые вписывался специальный узор “кос мюиз” в виде крестовины “парных рогов”. Применялся также узор в виде “бегущих волн” или удвоенных s, в виде бараньих рогов (кошкар мюиз), в виде одного рога (сынар муйыз), но характерным считался ромб с узором “кос мюиз”. Центральное поле обрамлялось узорной рамкой в виде повторения по всей полосе бордюра зооморфного или геометрического узора. В орнаменте текеметов преобладали зооморфные узоры.

Второй способ изготовления текемета состоял в приготовлении полускатных цветных полотен (талдырма), из которых вырезали узоры и вкатывали их в слой шерсти (основу текемета). Нарезные узоры практиковались на юго-востоке Казахстана, в Семиреченской области, на востоке – в Семипалатинской области и в некоторых волостях Акмолинского уезда.

В изготовлении текеметов применялась также узорная аппликация, когда на однотонную войлочную основу нашивались узоры из различного материала: сукна, бархата, хлопчатобумажной ткани. Такие текеметы назывались “оюлы текемет”, что означает “нарезной текемет”.

Сырмак – вид войлочного ковра, который особо ценился казахами. Если текеметы настилали на пол, то сырмакСырмак украшал стены юрт и домов.

Изготовление сырмаков было распространено на обширной территории, охватывающей восток и юго-восток, некоторые районы Центрального и Южного Казахстана.

Изготовление сырмака несложное, но более трудоемкое и требует больше времени, чем создание других войлочных предметов.

При производстве сырмака применялись четыре способа: 1) мозаика из разноцветных кусков войлока; 2) аппликация однотонной материей по белому войлоку; 3) шнуровая вязь нитью на однотонном полотне войлока; 4) создание орнамента прошивной цветной нитью.

В отличие от текеметов, в орнаменте которых преобладали зооморфные узоры, сырмаки нередко украшались растительными или узорами, переходными от зооморфных к растительным. Сырмак имел центральное поле и узорную рамку, замыкавшую его.

Орнамент сырмаков с узорной аппликацией во многом повторяет рисунок мозаичных ковров, но наряду с этим широко распространена разбивка центрального поля на ромбическую сетку с вписанным в каждую ячейку узором “кос мюиз”. Центральное поле окаймлялось узорной рамкой и нередко – бахромой из разноцветного козьего волоса. В этом случае изделия назывались “шашакты сырмак”.

Войлочные тускиизы в отличие от текеметов и некоторых сырмаков украшали только стены юрты и дома. Они создавались способом мозаики, аппликации и вышивки. Орнамент тускиизов, изготовленных первыми двумя способами, имеет П-образный бордюр, обрамляющий внутренний прямоугольник. В орнаментации как бордюра, так и внутреннего прямоугольника, применяли в равной степени как зооморфные, так и растительные узоры.

Вышитые тускиизы отличались по своему композиционному решению и применяемым узорам: центральное Мозаичный тускиизполе всегда имело замкнутую узорную рамку, господствующими являлись растительные мотивы. Но главное отличие вышитых тускиизов состояло в том, что вышивка производилась на каком-либо материале (сукне, бархате, хлопчатобумажной ткани), а затем пришивалась к войлочной основе.

Мозаичные тускиизы и тускиизы с аппликацией были характерны для районов Восточного, Юго-восточного, Центрального и Южного Казахстана, а также в некоторых местах Западного Казахстана.

Кроме войлочных ковров, казашки в большом количестве изготовляли из войлока различные подвесные сумки для хранения деревянной посуды (аяк кап), войлочные чемоданы Тускииз с аппликацией(шабадан), тюки (тен). Особенно красочно украшал интерьер юрты аяк кап, который подвешивался за угловые петли на головке кереге юрты. Аяк кап обычно размещался в хозяйственной части юрты – направо от входа.

 

Поселение и жилище    Одежда     Пища и утварь    Ремесла


HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan