КОЖЕВЕННОЕ ИСКУССТВО

Большое и важное место в жизни казахов занимали разнообразные предметы из кожи и шкур крупного рогатого скота и верблюдов. Из шкур шили одежду, из кожи – обувь, сосуды различного назначения, мастерили конскую сбрую, создавали также настенные панно, сундуки.

Обработкой шкур и кож занималась каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины.

Торсык (сосуд для хранения кумыса)Одежду из шкур домашних животных и диких зверей шили женщины, применяя фабричные иглы и нити из прочной верблюжьей шерсти (шуда жып). Почти в каждом доме были различные тулупы (тон). Они подразделялись на следующие виды: сенсен тон, сшитый из шкур шестимесячных нестриженых ягнят; елтири тон – шкур двух-трехмесячных ягнят. Тулупы шили шерстью вовнутрь, которые сохраняли тепло даже в самые холодные месяцы. В зависимости от длины различали два вида: каптама (поля этого тулупа были ниже колен) и камзолша (его длина не доходила до колен).

Был распространен также пошив шуб (ишик) из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Шубы шили шерстью вовнутрь, сверху они покрывались плотной домотканой материей (шекпен), сукном (шуга) и другими материалами. Представители феодальной знати могли позволить себе шубы из дорогого меха: выдры (кундыз) и даже соболя (булгын). Ворот тулупов делался из дорого меха диких зверей, из шкур каракулевых ягнят.

Мастерицы шили также меховые шапки (борик). Внутреннюю часть летне-осеннего головного убора шили из кожи ягнят или дикого зверя, верх покрывали материалом, а основание нередко отделывалось полоской меха. Зимним головным убором служил треух (тымак), имевший наушные и затылочную лопасти. Самым ценным считался тымак из лисьего меха, он был теплым и выглядел элегантно.

Среди казахов было немало сапожников (етыкши). Они шили сапоги (етык), женские ичиги (мясы) и кожаные калоши (кебыс).

Женская обувь (мясы) была без каблуков, сверху обычно надевали кожаные калоши (кебыс). Сапожки украшались узорной аппликацией из кожи, вышивкой и выглядели нарядно.

На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи крупных домашних животных – лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенные от шерстяного покрова.

Для изготовления кожаных сундуков (жаглан) на кожу наносили орнамент способом тиснения. Жаглан состоял из внутреннего деревянного каркаса, обшитого кожей. Тисненным орнаментом украшалась лицевая часть и крышка сундука.

Из кожи создавались прекрасные настенные панно (тускииз). Это было очень трудоемким занятием. Подобные панно были редкостью даже в среде феодальной знати.

Мастера изготовляли кожаную посуду различного назначения: сосуды для хранения кумыса из конской кожи (торсык) в двух видах. Первый имел круглый корпус из дерева, обитый кожей и узкую кожаную горловину. Второй вид торсыка имел форму секиры: овальное основание с роговыми отростками верх и длинную горловину.

Самым большим кожаным сосудом для кумыса была саба, сшивавшаяся в основном из 2-3 цельных конских кож.

Из конской кожи, а также из шейной части кожи верблюда шили сосуды для кумыса (суйретпе). Из цельных козлиных шкур делали бурдюк (мес) для перевозки целебного напитка. Подать кумыс из меса или суйретпе почетному гостю считалось неприличным, наливали только из саба.

Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра (шелек) для дойки кобылиц, а также сосуды, которыми черпали воду при поливе земельных участков.

Если кожаные ремни, пояса для конской сбруи мог изготовить почти каждый взрослый мужчина, то плести плетки из ремешков мог только специалист (оримши). Плетки (камшы) были двух видов: шыбырткы камшы, сплетенные из трех-четырех ремешков и дойыр камшы – из ремешков более четырех, число которых доходило до 24 штук. Первые использовались при верховой езде, а вторые, особенно со свинцовым стержнем внутри, применялись на охоте. Этой камчой можно было переломить хребет волка.

Кожаные детали сбруи коня состояли из нагрудника (омилдирик) и подхвостника (куйыскан), предотвращавшие перемещение седла вперед и назад. Чтобы седло не смещалось вправо или влево применяли подпруги: тас айыл и шап айыл. В задней части ленчиков седла (каптал) имелись отверстия для ремешков (канжига), в которые приторачивались переметные сумы (коржын) или же убитые на охоте звери. Стремя соединялось с седлом при помощи ремешка (таралгы). Уздечка (жуген) служила для управления лошадью, его приводные ремни называют тызгын.

Все принадлежности конской сбруи изготовляли из верблюжьей, конской и коровьей (бычьей) кожи.

 

Поселение и жилище    Одежда     Пища и утварь    Ремесла


HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan