ОБРАБОТКА КАМНЯ

Камнерезное дело казахов было связано в основном с сооружением различных надгробных памятников. Этим ремеслом занимались специалисты, искусство которых часто передавалось от поколения к поколению.

Регион, где наиболее распространено камнерезное искусство, охватывал плато Устюрт и полуостров Мангыстау (Западный Казахстан), богатые известняком и ракушечником.

Казахские захоронения относятся к числу родовых, т.е. каждого умершего родственника старались предать погребению рядом с могилами предков. Постепенно образовывался своеобразный некрополь.

Кулпы тасНаиболее доступным было сооружение кулпы таса – стелы прямоугольной формы с навершием различных геометрических форм. Для него вырубался прямоугольный блок, каждая сторона которого украшалась резным орнаментом, надписями арабским шрифтом: имя отца, род, племя, даты рождения и смерти, тамга рода покойного.

Кроме резного орнамента применялось изображение цветных узоров и фона.

Кошкар тас – надгробное сооружение в виде стилизованного изображения барана-самца (кошкар) с рельефным выделением головы и завитых рогов, можно отнести к числу скульптурных изображений, но по своей ценности (дороговизне) он не превышает стоимости кулпы таса. Изображение барана-самца связано с древним культом поклонения этому животному. На скульптуре высекали и другие рисунки, Кошкар таснапример, изображение лошади, символизировавшее пожелание достатка покойнику в потустороннем мире.

Кой тас – вертикальный, гладкий или резной блок, покоящийся на земле или на пирамидальном возвышении, имел то же магическое значение, что и кошкар тас, о чем говорят, например, изображения на них резных рогов.

Сандык тас – надмогильное изображение в виде сундука – это уже признак архитектурного сооружения. Он имел прямоугольную форму с закрытым верхом в виде небольшого купола.

СаганатамСаганатам – надмогильное сооружение в виде ограды с открытым верхом и небольшим возвышением в изголовье погребения. Для сооружения стенок саганатама вырубались или выпиливались каменные плиты, имевшие 60-70 см в длину, 40-50 см в ширину и толщину – 7-10 см. Саганатам не имел фундамента, основание его выкладывалось камнем. Немного отступив от края этой рамочной выкладки, возводили стены из каменных плит. Плиты возводились в два ряда на расстоянии 60-65 см друг от друга.

Кумбез – мавзолей – наивысший этап надгробных сооружений. Его четырехугольное основание во многом напоминает форму саганатама и только вознесенный над ним купол относит его Мавзолей-кумбезк разряду купольных и шатровых сооружений. Такие сооружения были под силу богатым и знатным казахам. Сооружение его имеет те же конструктивные решения, что и саганатам.

Стены мавзолея с внешней стороны украшались резным орнаментом, растительными узорами. Внутренние стены нередко расписывались изображениями бытовых предметов, боевого оружия.

Поселение и жилище    Одежда     Пища и утварь    Ремесла


HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan