Камнерезное дело казахов было связано в
основном с сооружением различных надгробных
памятников. Этим ремеслом занимались
специалисты, искусство которых часто
передавалось от поколения к поколению. Регион,
где наиболее распространено камнерезное
искусство, охватывал плато Устюрт и полуостров
Мангыстау (Западный Казахстан), богатые
известняком и ракушечником.
Казахские захоронения относятся к числу
родовых, т.е. каждого умершего родственника
старались предать погребению рядом с могилами
предков. Постепенно образовывался своеобразный
некрополь.
Наиболее
доступным было сооружение кулпы таса – стелы
прямоугольной формы с навершием различных
геометрических форм. Для него вырубался
прямоугольный блок, каждая сторона которого
украшалась резным орнаментом, надписями
арабским шрифтом: имя отца, род, племя, даты
рождения и смерти, тамга рода покойного.
Кроме резного орнамента применялось
изображение цветных узоров и фона.
Кошкар тас –
надгробное сооружение в виде стилизованного
изображения барана-самца (кошкар) с рельефным
выделением головы и завитых рогов, можно отнести
к числу скульптурных изображений, но по своей
ценности (дороговизне) он не превышает стоимости
кулпы таса. Изображение барана-самца связано с
древним культом поклонения этому животному. На
скульптуре высекали и другие рисунки, например,
изображение лошади, символизировавшее пожелание
достатка покойнику в потустороннем мире.
Кой тас – вертикальный, гладкий или резной
блок, покоящийся на земле или на пирамидальном
возвышении, имел то же магическое значение, что и
кошкар тас, о чем говорят, например, изображения
на них резных рогов.
Сандык тас – надмогильное
изображение в виде сундука – это уже признак
архитектурного сооружения. Он имел
прямоугольную форму с закрытым верхом в виде
небольшого купола.
Саганатам – надмогильное
сооружение в виде ограды с открытым верхом и
небольшим возвышением в изголовье погребения.
Для сооружения стенок саганатама вырубались или
выпиливались каменные плиты, имевшие 60-70 см в
длину, 40-50 см в ширину и толщину – 7-10 см. Саганатам
не имел фундамента, основание его выкладывалось
камнем. Немного отступив от края этой рамочной
выкладки, возводили стены из каменных плит. Плиты
возводились в два ряда на расстоянии 60-65 см друг
от друга.
Кумбез –
мавзолей – наивысший этап надгробных
сооружений. Его четырехугольное основание во
многом напоминает форму саганатама и только
вознесенный над ним купол относит его к
разряду купольных и шатровых сооружений. Такие
сооружения были под силу богатым и знатным
казахам. Сооружение его имеет те же
конструктивные решения, что и саганатам.
Стены мавзолея с внешней стороны украшались
резным орнаментом, растительными узорами.
Внутренние стены нередко расписывались
изображениями бытовых предметов, боевого оружия.
|