Майкы Би

Историческая память казахского народа, воздавая должное Майкы, прославляет его нам как родоначальника института биев, выполнявших судебные функции и выносивших авторитетные решения по самым крупным политическим проблемам. Молва гласит: у истоков цельного слова только один человек, а именно - Майкы би. Предание также говорит о двух Майкы биях.

Один из них жил раньше Иусуса, а другой - во времена Чингис-хана. Первый Майкы-би является персонажем легендарной истории, что требовало возведение генеалогии того, кого хотели почтить, к далекам мифическим предкам. В этой генеалогии сплелись домусульманские и мусульманские верования, включившие Майкы как бы в особую, "священную историю", что мы наблюдаем и по отношению к Ясави. В источниках имя Майкы упоминается в числе 12 представителей 12 родов, провозгласивших Чингиса ханом путем поднятия на белой кошме. Событие, как предполагает Абай, произошло возле гор, впоследствие названных Чингисскими, самая высокая вершина которых зовется "Ханской". Когда Джучи готовил поход на Запад, то правое крыло войск он доверил Майкы как опытному полководцу и батыру. Ему приписывают объединение казахских родов вокруг трех жузов, того, который возглавил Уйсун, назвали Большим, который - Кабан-улы Болат-кожа - Средним, который - Когам-улы Алшын - Малым. При нем же ногайского хана Ахмета Алаш-хана назвали ханом трех жузов. Говорят также, что он высек на камне, названном "Нура тачбасы" ("Светоносные печати") тамги трех жузов, а именно "Знамя" как символ Уйсунов, "Коз" (Глаза) - Аргынов, "Найзу" (Копье) - как символ алшынов. О феномене власти Майкы-би высказался так: "У камня нет корней, у хана нет родни". Но: "Если с ханом рядом будет мудрый бий, то и по суше пройдет корабль". К бийству могут примазываться и нечистоплотные люди: "Упаси господь тебя попасть в лапы судьи-взяточника", "Если таковые попадутся, то они сами умножат тяжбы и споры".


HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan