Амре Кашаубаев (1888 - 1934)

Амре КашаубаевАмре Кашаубаев казахский певец (драматический тенор), актер, музыкант. Творческую деятельность начал с 1917г. В период с 1921 по 1924гг. вступал в молодежном просветительском драматическом кружке "Ес Аймак" г. Сеимпалатинска, где в полной мере выявилось музыкальное дарование Кашаубаева. В1924 выступал на Смотре народных талантов в Семипалатинске получил главный приз.

В 1925 одним из первых принят в труппу Казахского театра драмы. Дебютировал в роли Жапала в первой постановке трагедии М.О.Ауэзова "Енлик- Кебек" (1926).

Им были созданы образы Коскельды, Койши, Жараса, Акына (" Карагоз", "Байбише-токал", "Айман-Шолпан" Ауэзова), Старика "Подводная лодка" М,Тригера). Хозяина чайханы ("Мятеж" Д.А.Фурманова). В 1934 Амре переходит в Казахский музыкальный театр (ныне театр оперы и балета им. Абая). Амре-первый профессиональный певец, ознакомивший Европу с песенном искусства казахского народа. В 1925 на этнографическом концерте на Всемирной выставке декоративного искусство в Париже за исполнение казахских народных песен "Агаш аяк", "Канапия", "Жалгыз арша", "Уш дос", ("Три друга") и другие был удостоен 2-го приза и серебряной медали. В 1927 выступал на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне. А.В.Затаевич высоко оценил песенное искусство Амре и записал в его исполнении множество народных песен. После технической обработки они были записаны на грампластинки. О жизненном и творчеством пути Амре написана повесть К.Жармагамбетова "Гражданин-певец" (1951). В честь певца названы музыкальна школа в Алма-Ате, Семипалатинская областной филармония. С 1980 проводится (один раз в 4 года) Республиканский конкурс исполнителей казахских народных песен и кюев имени Амре Кашаубаева.

Домбра Амре КашаубаеваВ фондах Центрального Государственного музея Республики Казахстан хранятся музыкальные инструменты, принадлежавшие Амре Кашаубаеву. Это домбра, изготовленная неизвестным мастером в начале ХХ века, которая была спутницей его жизни.

Редкий певческий дар Амре восхищал слушателей глубиной пения. Исполнение народных песен в сопровождении именно этой домбры покорило искушенных парижских ценителей искусства. Непривычно было слышать звуки этого степного инструмента на европейской сцене. Когда смолкла домбра, зал разразился овациями. Казахская музыка оказалась понятной и близкой в далеком Париже.

Выступая с многочисленным концертами Амре Кашаубаев возил с собой и зеркало - трельяж. Дочь певца Куляш Жакупова передала в музей эту реликвию в 1975. По ее рассказам это зеркало отец привез из Парижа. Трельяж стоял на столе в гримировочной Амре, напоминая ему о незабываемых встречах и концертах, об улицах и площадях Парижа. Никого не оставляет равнодушными эти бесценные реликвии великого певца казахской степи.

Азмуханова Майра Ашимовна. Фонд материальной культуры РК.

 


HeritageNet

На главную страницу
"HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan