ГОРОДИЩЕ ШОЙ-ТОБЕ

По данным арабских средневековых письменных источников столицей округа, расположенного между Отраром и Саураном, называется город Шавгар. При его локализации обычно опираются на сведения географа Х века Аль-Истахри, который писал:”…от Кадара (главный город округа Фараб-авт.) до Шавгара день пути. От Шавгара до Сабрана (Саурана-авт.) легкий дневной переход.”1 Опираясь на подобные сведения, основоположник среднеазиатской медиевистики академик В.В.Бартольд поместил город Шавгар “приблизительно” на месте современного города Туркестан. При этом он отметил, что “…к сожалению не найдено каких-либо остатков этого поселения”.2 Не знакомый с топографией Туркестанского района, В.В.Бартольд был очень осторожен в своей локализации. В другом месте он писал, что Шавгар “…по местоположению приблизительно соответствует нынешнему городу Туркестан”.3 Поэтому мы считаем, что в решении вопроса – каким топографическим реалиям соответствуют известные в регионе города Шавгар, Ясы и Туркестан в домонгольское время, имеющиеся письменные источники не могут помочь и выводы только на их основании малоубедительны.4

Первый археолог обследовавщий в 1928 году окрестности мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, а им оказался о снователь среднеазиатской школы – Массон М.Е., усомнился в предположении В.В.Бартольда. Отметив отсутствие на городище Туркестан археологических материалов ранее ХП в. и признав наличие явных свидетельств того, что на этом месте в дотимуровское время уже было значительное поселение, он локализовал здесь город ясы, “упоминаемое в исторической литературе с эпохи монгольского завоевания”5. Естественно, что для исторического Шавгара надо было искать другое место локализации.

В этом вопросе ситуация похожа на проблему локализации в соседнем округе исторических городов Кедер, Фараб, Отрар для 1Х-Х1 вв.6 Но здесь она осложняется еще и тем, что средневековые географы знали два Шавгара. Один между Кедером и Саураном, а другой в четырех фарсахах к юго-западу от Тараза. Знали они также и двух саманидских правителей по имени Наср ибн Ахмед: один правил в 864-892 гг., другой в 914-943 гг. Так что даже сам Бартольд В.В. не мог со всей определенностью сказать какой из этих саманидских правителей и в район какого Шавгара совершил поход против тюрков, о котором рассказал Аль-Истахри.1

Бартольд В.В. склонялся к тому, что этот поход был предпринят в 1Х в., когда вслед за завоеванием Испиджаба в 840 г. саманиды предприняли попытку расширить границы мусульманского мира далее по правому берегу Сырдарьи. Но остается неизвестным из текста первоисточника, была ли эта цель достигнута.

Первые сплошные археологические обследования Туркестанского района, проведенные Южно-Казахстанской археологической экспедицией, позволили более конкретно локализовать Шавгар письменных источников. В четырех километрах к юго-востоку от городища Туркестан было обнаружено городище Шой-тобе. Ряд топографических признаков и отсутствие на поверхности памятника находок, датируемых Х1-ХП вв. ( именно с ХП в. исчезают со страниц письменных источников упоминания о Шавгаре) дали основание отождествить городище Шой-тобе с остатками г.Шавгар.2 По этому поводу А.Н.Бернштам писал: “Чуй-тобе имеет большее право претендовать на родство с Шавгаром-Ясы и по характеру подъемного материала, и по плану , чем городище , где стоит мавзолей. Последнее следует рассматривать в связи с монголо- тимуридским Туркестаном”3. При этом автор, как нам представляется, совершил другую ошибку, отождествляя города Ясы и Шавгар. Ранее А.И.Добросмыслов определенно писал, что на месте нынешнего Туркестана в домонгольское время находилось незначительное поселение Ясы.4 Позже М.Е.Массон также отмечал, что на месте Туркестана “…мог находиться” г. Шавгар.5 Правда, по сведениям Умнякова И.И., массон М.Е. полагал, что на месте Туркестана нужно искать остатки города Ясы, но не в районе мавзолея или цитадели позднесредневекового периода, а несколько южнее.6

Дальнейшие исследования подтвердили это предположение и точно локализовали местонахождение ранних культурных слоев поселения Ясы. Как

оказалось, они скрывались под холмом Куль-тобе в 400 м к югу от ханаки Ходжи Ахмеда Ясави. Стратиграфические исследования, проведенные здесь в начале 80-х годов, вскрыли толщу культурных наслоений, датируемых от середины 1 тыс.н.э. до начала Х1У в., тем самым окончательно было установлено, что город Ясы-Туркестан имел самостоятельную историческую судьбу и ему соответствует археологический комплекс городища Туркестан.1

Естественно, что теперь не остается сомнений в локализации города Шавгар на городище Шой-тобе, поскольку в районе нет другого археологического памятника подходящего под роль “столичного” города округа. Имеющиеся археологические материалы и наблюдения не противоречат этому выводу.

Городище Шой-тобе (Чуй-тобе) неоднократно обследовалось археологическими экспедициями: в 1947 г. – Южно-Казахстанской археологической экспедицией; в 1986 г. – Экспедицией Свода памятников Академии Наук Казахской ССР. В 1990 г. на цитадели городища Казахстанской Новостроечной археологической экспедицией (рук. Ерзакович Л.Б.) были начаты археологические вскрытия ( площадью около 700 кв.м). Раскоп показал, что цитадель по уровню верхнего строительного горизонта (глубина залегания 0,15-0,30 м) и нижележащего горизонта (глубина 0,5-!.2 м) была плотно застроена рядовыми жилыми постройками разделенными уличной сетью ( вскрыт фрагмент узкой улочки).

В результате работ 1990-92-х годов удалось расчистить участок застройки цитадели по уровню второго строительного горизонта (вскрыто около 20 прмещений), получить данные об интерьере жилищ, собрать коллекцию бытовой керамики, датированной на основе сравнительного анализа УП-УШ вв. Верхний, плохо сохранившийся горизонт, датирован авторами раскопок IХ-Х вв.2

Таким образом, результаты работ Новостроечной экспедиции в начале 90-х годов вошли, вроде бы, в противоречие с существовавшей прежде датировкой верхнего рубежа жизни городища. Прежние датировки верхнего рубежа существования города на месте городища Шой-тобе, сделанные по подъемному материалу, указывают на дату Х1-ХП вв.3

Однако это противоречие – между датировкой по подъемному материалу и датировкой по результатам археологических раскопок вполне объяснимо. Дело в том, что, как показывает практика, на городищах оставленных 800-1000 лет назад, за время их существования в виде руин, а потом и просто в виде холмов, с поверхности их, особенно возвышенных частей, вследствие естественной эрозии, выветрен и смыт слой толщиной примерно 1,0-1,5 м, т.е. исчезла толща культурного слоя, представлявшего собой верхний (действительно самый последний) строительный горизонт городища. От него остаются обычно лишь редкие случайные находки, иногда “следы” стен и полов, да заполнения мусорных ям-бадрабов, если они обнаруживаются при первой же поверхностной зачистке (такие ямы на Шой-тобе зафиксированы, но пока не расчищались). Поэтому при раскопочных работах на таких объектах сразу же обычно вскрывается второй строительный горизонт, более ранний, и его датировка, конечно же, не будет совпадать с датировкой по подъемному материалу. При этом разница в датировке может быть около одного века. Такая стратиграфическая картина наблюдалась при раскопках на цитаделях городищ Алтын-Тобе, Куйрук-Тобе в Отрарском оазисе.

На основании вышеизложенного мы можем предположить, что на цитадели Шой-тобе был несохранившийся ныне горизонт, который можно датировать Х1-ХП вв. Под ним находился горизонт 1Х-Х вв. (верхний горизонт раскопа Ш по Ерзаковичу Л.Б.). От него сохранились фрагменты стен, полов… Основной горизонт, вскрывавшийся отрядом Новостроечной экспедиции (раскоп Ш) датирован авторами УП-УШ вв. Основой датировки послужил массовый керамический материал. Так как достаточно обоснованной стратиграфии керамики, опирающейся на более или менее определенные хронологические реперы для домонгольской керамики Туркестанского региона пока не существует, то такая датировка, естественно, предварительна.

Отсутствие достоверных научных данных о времени возникновения города, основных этапах его развития тем более досадно, что со времени первых рекогносцировок это городище отождествляется с историческим городом Шавгаром – центром Туркестанского округа 1Х-Х вв.

Анализ подъемного материала с городища показал, что город здесь сформировался в УП-УШ вв. и дожил до Х1-ХП вв. Но первоначально поселение на месте городища возникло еще в начале новой эры.1

В настоящее время городище Шой-тобе представляет собой двухъярусный бугор неправильной овальной формы, вытянутый длинной осью по линии с запада на восток, размерами 400 х 275 м. Более плотная застройка наблюдается в восточной половине возвышенности, ее высота здесь 3-3,5 м. По всему периметру просматриваются развалы крепостных стен с регулярно расположенными буграми – остатками оборонительных башен. С наружной стороны городище окружал оборонительный ров. Следы его хорошо фиксируются в топографии памятника. Примерно в середине южной стороны возвышенности шахристана поднимается мощный бугор цитадели городища. Он также несколько вытянут по оси с запада на восток и в основании имеет площадь 180 х 90 м, высотой до 12 м. Верхняя площадка плоская, диаметром около 60 м. Площадку, примыкавшую с востока, севера и запада к цитадели, ограничивает по периметру слабо улавливаемые руины крепостной стены и с наружной стороны крепостной ров. Наиболее плотно была застроена восточная часть шахристана (площадь 170 х 150 м), здесь и более мощные культурные отложения. С севера и запада вокруг цитадели пониженная территория, заливаемая ныне вешними водами.

Ближе к крепостным стенам части шахристана вновь прослеживается интенсивная застройка. Город имел несколько въездов. Наиболее вероятны ворота в шахристан с северной, южной и западной сторон. С северной и северо-восточной сторон к стенам шахристана примыкают возвышенные участки неправильной формы со следами застройки. Это следы формировавшегося рабада города. Они прослеживаются на расстоянии 150-200 м к северо-востоку от стен шахристана. Рабад, по всей видимости, не имел самостоятельной системы укреплений (рис.7-1).

Обследование окрестностей Шой-тобе и анализ крупномасштабных аэрофотоснимков местности показало, что городище расположено между широкими саями, вероятно, древними руслами речек, имевших некогда постоянное течение. В настоящее время эти низины являются стоками паводковых вод. Направление их с юго-востока на северо-запад. По дну одного из русел, северному, проложен соврменный канал. Более южное русло хорошо прослеживается о зарослям тамариска. Разработанная древними речными руслами широкая пойма имеет возвышенные террасы – кыры. У северного русла эти возвышенности более выражены к востоку от городища Шой-тобе в 600 и 1500 м от центра цитадели Шой-тобе. На них редкие фрагменты неполивной керамики. Значительно более обильна подъемной керамикой местность в 500 м к северо-востоку от городища Шой-тобе Здесь скопление на участке четырехугольной формы разновысоких и разноплановых по конфигурации холмов явно искусственного происхождения. Высота их от 1 до 3 м. Размеры подчетырехугольного участка 300 х 280 м, четкого вала развалин крепостных стен не прослеживается. Напртив, на площади этого четырехугольника есть пониженные участки, занятые посевами или садовыми участками. Как и городище Шой-тобе, это поселение (Шой-тобе П) расположено между двумя поймами древних речушек. Подъемная керамика с поверхности неукрепленного поселения Шой-тобе П представлена в основном мелкими фрагментами неполивной керамики. Фрагменты поливной керамики очень редки. (рис.7-П).

Неполивная керамика станкового изготовления покрыта бежевым, желтоватым, розовым ангобом. Тонкостенные формы сосудов украшены ангобной росписью, для этого использовался ангоб более интенсивного цвета – ярко-коричневый, красный, черный в комбинации с прочерченными по сырой глине линиями ограничивающими обычно горизонтальные пояски. Роспись в виде заштрихованных поясков по плечикам и вертикальных зигзагообразных линий. Горизонтальные и вертикальные пояски заполнены или зигзагообразной линией, или “закорючкой” (рис. ). Присутствует орнаментация выполненная прочерченными по еще непросохшей глине линиями (горизонтальные пояски, “арки” и пр.) (рис. ).

Использовались прозрачные бесцветные поливы и поливы, окрашенные в светло-зеленый, светло-желтый или интенсивно синий цвета. Под синей поливой роспись кистью черной краской (рис. ). Под бесцветной - по белому фону прочерченные линии орнамента и аморфные пятна зеленого и желтоватого цвета (рис. ). Под желтой поливой орнамент прочерчен тонкими четкими линиями, они выделяются коричневым цветом; то же самое под поливой зеленого цвета (рис. ), встречен орнамент, покрытый прозрачной бесцветной поливой с росписью по белому фону интенсивно синим (рис. 16).

В нескольких местах на территории городища обнаружены куски ошлакованной глины и предметы сопутствующие обжигу поливной керамики – треножники “сепоя”, что говорит о наличии местного производства высококачественной керамической посуды.

Особенности декоративного оформления керамики говорят о том, что данный комплекс можно отнести к ХШ-Х1У вв. Именно этим временем датируется на средней Сырдарье керамика с аналогичными морфологическими и декоративными признаками1.

Похоже, что неукрепленное поселение представляет собой преемника города Шавгар на новом месте. На шахристане Шой-тобе встречается керамика аналогичная найденной на поселении. Вероятно, что после разгрома города (Хорезмшах?) жизнь на городище возобновилась лишь на шахристане, а выселишиеся жители основали новый город рядом с развалинами старого и он просуществовал недолго – ХШ-Х1У вв., а потом жители переселились в быстро росший в это время (Х1У-ХУ вв.) город Ясы (Туркестан). В могольское время горда Средней Азии не имели крепостных стен. Что мы и видим на данном поселении. Как известно, монгольские правители разрушали крепостные стены городов в покоренных странах, так как это облегчало управление “взнузданными народами”.

Археологические данные, полученные в результате обследования и раскопок городища Шой-тобе, свидетельствуют, что город на его месте окончательно прекратил свое существование в Х!-ХП вв. В связи с какаими же известными историческими событиями это произошло?

Как известно, с конца 1Х в. округ Шавгар прочно был включен в состав Саманидской державы. Письменные источники (Аль-Истахри) сообщают о походе саманидского правителя Насра ибн Ахмада (864-882 гг.) с большим войском на Шавгар. Он дошел до Саурана, Сюткента, Шавгара. В области Шавгара им было убито несколько тысяч тюрков.1 Аль-Истахри отмечал: “Все границы Мавераннахра – место военных действий от Хорезма до окрестностей Испиджаба с тюрками – огузами, от Испиджаба до отдаленных мест Ферганы – с тюрками-карлуками”.

При саманидах Шавгар входил в округ Испиджаб. Он управлялся местной тюркской династией, имел ряд важных привилегий, в числе которых – освобождение от уплаты хараджа. Владетель Испиджаба отправлял саманидскому двору символическую плату – мелкую монету равную 1/6 дирхема и метлу2. Для саманидов Испиджаб являлся важным форпостом на северо-восточных границах, сдерживающим семиреченских карлуков и был по словам ал-Макдиси “славной пограничной крепостью и местом войны за веру”.

1Х-Х вв. были временем наивысшего расцвета г.Шавгара. Он располагался в зоне соприкосновения земледельческой и кочевнической культур, что способствовало его быстрому росту и превращению в крупный ремесленный и торговый центр. Вот как описывает Шавгар в конце Х века ал-Макдиси: “Шавгар большой город с обширным рустаком, вокруг него стена. Мечеть на краю рынка. Он вдали от большой дороги”3.

Шавгар находился на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом. Этот путь начинался как ответвление Шелкового пути (Большая дорога) в Испиджабе и шел на северо-запад в Арсубиникет (городище Джуван-тобе на Арыси), оттуда в Кедер (Отрарский оазис), затем в Шавгар, Сауран, Сыгнак. В районе Сыгнака была перправа на левый берег Сырдарьи и далее путь шел в город Дженд, Янгикент (низовья Сырдарьи), а вдоль русла Куван_дарьи в Хорезм.

После падения государства саманидов их владения были поделены между караханидами и газневидами. С границей по реке Амударья в караханидское государство (942-1212 гг.) вошли земли , расположенные в бассейне Сырдарьи, области Шавгара, Испиджаба, семиречья, Всточный Туркестан.1 В конце Х- начале ХП вв. Шавгар, внроятно, входил в состав одного из караханидских уделов.

В начале второй четверти ХП в. Южный Казахстан и Средняя Азия подверглись нашествию каракитаев (киданей).2 После разгрома войск караханидов (1137 г.) и сельджуков (1141 г.) каракитаи овладели землями Караханидского государства.3 Караханиды оказались в вассальной зависимости от каракитаев.

В конце ХП – начале ХШ вв. борьбу с каракитаями ведет государство хорезмшахов. Хорезмшах Мухаммад ибн Текешт совершил несколько походов на Сырдарью и захватил Отрар.4 В 1210 г. он разбил каракитайское войско около Тараза. В государство хорезмшахов вошли южноказахстанские земли по правому берегу Сырдарьи до Тараза включительно.

Политической акцией Мухаммада, декларирующей вхождение в состав государства Хорезмшахов, важного в стратегическом отношении присырдарьинского региона, стал выпуск монет в городах Ясы и Отрар.5 Но подчинение хорезмшаху было недолгим.

в 1206 г. в Семиречье вторглись найманы во главе с КУчлуком. Хорезмшах Мухаммад, не имея возможности защитить и укрепить пограничные с Мавераннахром города и не желая оставить их найманам, приказал, как говорится в источниках “ жителям Шаша, Ферганы, Испиджаба, Касана и других городов вокруг них – более здоровых и более процветающих (городов) в этом мире не было – выселиться их них и присоединиться к мусульманским областям, затем он их (города) все разрушил”.1

Сирийский географ греческого происхождения Шакут ал-Хамави (1179-1229 гг.) в своем словаре “Муджамал – булдан” оставил нам ценные сведения о судьбе присырдарьинских городов в начале ХШ в. Так как он был современником описываемых событий, его изложения не лишены эмоциональной окраски. Описывая процветающий вид городов этого края на исходе ХП в., он пишет: “…пока не пали на эти местности удары судьбы и превратности рока сначала с хорезмшаха Мухаммада ибн Текеша ибн Али-Арслана ибн Ак-Сункура ибн Мухаммеда ибн Алуштегина. Он завладел Мавераннахром и уничтожил царство Канидов (Караханидов.-Авт.), а их было несколько, и каждый охранял свой край. Когда не осталось у них никого, он не смог охранять эти города из-за обширности их области, разрушил своими руками большинство пограничных крепостей и отдал их на разграбление своим воинам. Жители их выселились оттуда и покинули их с шеями, повернутыми к ним (с сожалением.-Авт.). И остались эти сады, опустевшими полностью, заставляя плакатьглаза и скорбеть сердце из-за разрушенных замков и пустых жилищ и домов. Заблудился проводник этих каналов и они стали течь, блуждая во все стороны без выбора.

Потом в 616 г. (1219-1220 гг.) последовали несчастья, подобных которым не происходило с тех пор, как стоят небо и земля. Это приход татар, - да покинет их Аллах без помощи, - да Китайской земли. Они погубили тех, кто оставался там, присоединив их к тем, которых они погубили помимо их. И не осталось от тех пркрасных садов и славных замков ничего, кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов. А жители этих городов были людьми твердой религии, явной добродетели, благочестия, богомольности; ислам был у них свежим плодом со сладкой сущностью, они охраняли границы его (ислама.-Авт.) и соблюдали его требования” (перевод С.Волина).

Хотя хорезмшахи овладели территорией в среднем течении Сырдарьи, в источниках, описывающих эти события нет сведений о Шавгаре. Более того, начиная с ХП в. название Шавгар исчезает со страниц средневековой историко-географической литературы. Вероятно, в это время он утрачивает свое значение в регионе и превращается в небольшой поселок. Роль экономического, политического центра приобретает город Ясы.

Возможно акция хорезмшаха в педдверии найманского нашествия поставила окончательную точку в расцвете г. Шавгара и более город на прежнем месте не возрождался. Последовавшее монгольское нашествие не могло способствовать возрождению города на старом месте, но в ХШ в. в полукилометре к северо-востоку от старых развалин возникает поселение, вероятно, основанное потомками последних жителей Шавгара. Здесь на участке подпрямоугольных очертаний площадью 300 х 280 м наблюдается скопление холмов различной конфигурации и высотой до 2,5 м. Холмы усыпаны фрагментами керамики, есть и следы гончарного производства. Керамика по свои декоративным признакам может быть отнесена к ХШ-Х1У вв. Показательно, что вокруг поселения не замечено внешних оборонительных стен. Видимо, возрождая город на новом месте в условиях монгольского господства, его строители следовали известному предписанию не окружать города и поселения крепостными стенами.

По характеру подъемного материала и слабому культурному слою на этом месте можно предположить, что поселение просуществовало недолго, его население предпочло, вероятно, в Х1У в. перебраться ближе к святой гробнице Ходжи Ахмеда Ясави.

СМАГУЛОВ Е.А.


HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan