ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ ХАРАКТЕР МАВЗОЛЕЯ

Все вышеприведенные практические цели, преследовавшиеся правительством Тимура при возведении мавзолея, были блестяще разрешены зодчими. Огромные материальные средства награбленной казны и самодержавная воля заказчика облегчали выполнение задачи. У созданного могучего мавзолея о плану и замыслу нет преемников в Средней Азии2. Он уникален. Н в его вознесшейся мощной громаде за традиционными формами, выработанными искусством ислама, невольно чувствуются отголоски созвучных эпохе настроений, почерпнутых, быть может, не случайной интуицией из царственного стиля Персии эпохи Сасанидов и архитектуры императорской Византии. Дворцы Ктесифона и Фирузабада нашли свое отражение в характерной форме плана в виде буквы П; грандиозный свод аудиенц-залы сасанидских царей (Так-и-Кесра) – прообраз величественного портала.

Более четко влияние Византии, где существовавшая еще в сасанидской Персии идея воплощения в архитектуре “единства царя небесного и единовластия земного государя” расцвела и нашла пышное выражение в константинопольском храме “Святой Софии”, отстроенном в 537 году. Зависимость от этого мирового памятника, определившего на много веков в значительной степени архитектуру не только православного Востока, но и мусульманской Турции, в мавзолее Ходжа Ахмеда настолько ясно выражена, что его с полным основанием можно именовать средне-азиатской Айя-Софией.

Такое же сосредоточенное расположение всех помещений около средней части, которая перекрыта большим куполом. Меньшие купольные покрытия боковых частей не нарушают доминирующего значения середины. Явственное расчленение боковых частей на шесть отдельностей. Случайно, вероятно, места и число лестничных клеток находятся в соответствии с константинопольским храмом, но не случайным совпадением, а самым характером здания определены два этажа боковых частей, которые в отличие от “Святой Софии” отделены от центрального помещения не колоннадами, а сплошными стенами с дверными отверстиями внизу, что обусловливалось иным назначением этих комнат.

Не в одном только умении остро воспринять идею1 и воплотить ее в архитектурном образе сказались гениальность и строительный опыт зодчих туркестанского мавзолея. Все здание, сложенное из прекрасного квадратного кирпича2 на алебастровом растворе, выведено с огромным запасом прочности и устойчивости, рассчитанным на долговременное существование. Устройством узких коридоров (юляк) предусматривалась различная осадка отдельных частей здания и придавалась независимость каждому своду. Чередование больших и малых пролетов выгодное при переменной величине распоров, путем приема сосредоточения давления на немногих точках (многочисленные выступы в плане) дало возможность использовать до предела сопротивление материала, не теряя устойчивости, но с уменьшением масс самих опор. И совершенно непонятным фактом остается полное игнорирование талантливыми зодчими требований строительного искусства к такой ответственной части здания, как фундамент. В то время как его бутовые кладки на других известных памятниках эпохи Тимура, сложенные из крупных камней на растворе извести и золы, поражают своей излишней прочностью, под зданием мавзолея Ходжа Ахмеда, как установлено производившейся откопкой, не было подведено солидного фундамента. Под его стены, на глубину 25-30 см от бывшего тогда уровня земли было положено несколько рядов небрежной кирпичной кладки, а вырытые под минаретами и порталом котлованы набили пересыпанной землей крупной галькой1. Отсутствие фундамента служит главной причиной оседания и вызывает этим постепенное разрушение памятника, который по удаленности своей от очагов землетрясений должен был бы значительно успешнее противостоять действию времени.

ПРЕДЫДУЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ

HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan