Топография городища Туркестан.

Специфика исторического развития города Ясы-Туркестан обусловила сложность современной топографии городища, в которой до недавнего времени четко выделялась часть, прилегающая с северо-востока и востока к зданию мавзолея и ограниченная хорошо сохранившимися еще к началу ХХ в. крепостными стенами. Эта часть была отгорожена от остальной части города, скорее всего, в середине XIXв. и имела форму неправильного пятиугольника, площадью примерно 2,6 га, в западном углу которого расположено здание архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави. Это собственно цитадель (“орда”) городища Туркестан, и она наиболее изучена на сегодняшний день в археологическом отношении. От цитадели городища в настоящее время сохранился небольшой участок к северу от мавзолея . Здесь выявлен культурный слой ХIV-ХIХ вв. мощностью около 5 м, лежащий на материке, в котором во множестве впущены погребения. Разрезы северной и восточной крепостных стен цитадели дали основание датировать время их возведения ХV в., т.е. периодом времени последовавшим за строительством архитектурного комплекса мавзолея. Стена с западной и южной сторон, ограждавшая арк от территории шахристана, т.е. остальной части города, имеет более позднее происхождение. Построена он была, скорее всего, в XIXв. при какандском правлении городом. Она была полностью уничтожена в 50-х годах в ходе благоустроительных работ вокруг архитектурного комплекса.

К западу и юго-западу от цитадели расположена территория шахристана в виде неправильного четырехугольника площадью примерно 23,5 га (350х670 м). В микрорельефе этой части городища до сих пор хорошо прослеживаются кварталы жилой застройки, разделенные уличной сетью. В западной части шахристана был расположен обширный водоем, питавшийся из речки, впадавшей с севера в крепостной ров. С северной и западной сторон эту территорию ограничивают, и до сих пор хорошо прослеживаемые, остатки стены с башнями на углах. Южная стена менее ярко выражена, однако здесь имеется явный перепад уровней, подчеркивающий мощность культурных отложений внутри шахристана по сравнению с южным рабадом, который, очевидно, был окружен стеной в самый последний период жизни города в ХVШ-ХVХ вв. Площадь рабада около 15 га. Стена, огибавшая его с запада и юга, хорошо прослеживается в микрорельефе. С юго-западной стороны даже сохранился ее небольшой фрагмент. Она представляла собой просто высокую глиняную стену из сырцового кирпича, толщиной в основании до одного метра. В юго-восточной  части эта стена огибала, по всей вероятности, бугор Культобе, расположенный в 300 м к югу от архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда, как бы включая его в городскую территорию.

Археологические исследования, проводившиеся на бугре Куль-тобе в начале 80-х годов, вскрыли здесь свиту культурных слоев, свидетельствующих о непрерывной жизни городища в период датированный первой половиной I тыс.н.э. – началом ХIV в. н.э. В нижних слоях стратиграфического раскопа на Куль-тобе получены материалы, относящиеся к так называемым “каунчиноидным культурам” присырдарьинского региона. Их существование относится к концу I тыс. до н.э. – VI-VШ вв. н.э. Ограниченный комплекс материалов полученных здесь не дает основания более точно, чем середина I тыс. н.э. определить время возникновения поселения на территории городища Туркестан. Тем самым удается локализовать местоположение до монгольского поселения Ясы. Исследования же на цитадели позднесредневекового города, в непосредственной близости от здания мавзолея, дают основания заключить, что отложение здесь культурного слоя и возникновения жилой застройки относится к послемонгольскому времени, а наиболее интенсивный период застройки– к ХVI-ХVII вв.

В это время Туркестан, очевидно, быстро растет и становится ведущим торгово-экономическим и культурным центром региона. Отметим и произошедшую к этому времени переориентировку основных торговых путей. В частности, переправа через Сырдарью переместилась из района Отрара вниз по течению реки в район г.Аркука, т.е. ближе к Туркестану.

Рост города в ХV-ХVШ вв. происходил за счет упадка других древних экономических центров региона, таких как Отрар. Еще в начале века часть населения Туркестана помнила о том, что их предки жили по р.Арысь, где экономическим и культурным центром был многолюдный город Отрар. Народные предания туркестанцев до сих пор сохранили память о том, что последний массовый приток переселенцев из Отрара и его округа произошел в ХVШ в. Отметим также, что по последним археологическим данным окончательное запустение соседнего городища Шойтобе, традиционно отождествляемого с историческим городом Шавгаром, произошло, скорее всего, в XIVв. Этим же временем датируется, по кладу серебрянных и бронзовых монет, запустение поселения на холме Культобе в самом Туркестане.

Естественно, что усиление роли города Туркестан в торгово-экономической жизни региона сопровождалось притоком населения. Это отразилось в изменении его топографии, расширении границ, более плотной (городской) застройки территории. Видимо, в это время (ХV-ХVШ вв.) сформировался шахристан, начали оформляться пригороды и город приобрел те размеры и основные особенности топографии, которые были характерны для города Туркестан еще в недавнее время.

В до монгольское же время, возможно, и в ХШ-ХIV вв. городская территория ограничивалась лишь площадью Культобе и прилегающей территорией. Собственно, это было небольшое поселение в окрестностях города Шавгар (городище Шойтобе), бывшего в до монгольское время центром одноименного округа. Участок территории, где ныне находится величественная ханака ходжи Ахмеда Ясави, и который в ХIХ вв. выполнял функции цитадели города, в V-ХII вв. был территорией кладбища поселения Ясы, о чем свидетельствуют многочисленные погребения, которые были разрушены при строительстве оснований комплекса мавзолея в конце ХIV в. Местное народное предание говорит о том, что при рытье котлованов под основание будущего грандиозного здания, были нарушены ранние погребения. И тогда была сооружена специальная сагана куда и были перезахоронены ИЗЪЯТЫЕ останки. В ходе аварийных археологических работ в центральном зале архитектурного комплекса в 1997г. на глубине около 1,7м. были расчищены ранние до мусульманские погребения с керамическими сосудами относящимися к VI- VIIIвв. Да и вряд ли Ходжа Ахмед был похоронен где-нибудь в черте современного ему поселения, а не на пригородном кладбище. Лишь позже, с ростом города Ясы в ХIV-ХVШ вв. участок кладбища был включен в городскую территорию, а здание мавзолея - ханаки стало архитектурной доминантой всего региона.

Комплексное использование археологических данных и сведений письменных источников в увязке с общей историей города Туркестан позволяет ставить вопрос о исторической периодизации туркестанского некрополя. В зависимости от социального статуса предположительно выделяются несколько этапов.

Первый этап до мусульманский (или раннесредневековый), вероятно, с V по Х в. В это время здесь было кладбище небольшого поселения, представленного нижними слоями стратиграфической колонки Культобе. Второй этап - X – cередина XIIвв. время утверждения ислама в городской среде Южного Казахстана. Третий этап начинается с захоронения здесь ходжи Ахмеда и до конца XIVв. Этот этап условно можно назвать этапом первого мавзолея. В этот период складывается и укрепляется культ святого шейха; при его погребении возникает комплекс построек ханаки. Четвертый этап начинается с постройки тимуровского архитектурного комплекса, т.е. с начала XVв. и до второй половины XVIв.-- времени перехода Туркестана под власть казахских ханов. Пятый этап – вторая половина XVIв. до начала XIXв., когда г.Туркестан был подчинен Кокандским ханством.1

ПРЕДЫДУЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ СЛЕДУЮЩАЯ

HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan