Топография городища
Туркестан.
Специфика исторического развития
города Ясы-Туркестан обусловила сложность
современной топографии городища, в которой до
недавнего времени четко выделялась часть,
прилегающая с северо-востока и востока к зданию мавзолея и ограниченная хорошо
сохранившимися еще к началу ХХ в. крепостными
стенами. Эта часть была отгорожена от остальной
части города, скорее всего, в середине XIXв. и имела
форму неправильного пятиугольника, площадью
примерно 2,6 га, в западном углу которого
расположено здание архитектурного комплекса
ходжи Ахмеда Ясави. Это собственно цитадель
(“орда”) городища Туркестан, и она наиболее
изучена на сегодняшний день в археологическом
отношении. От цитадели городища в настоящее
время сохранился небольшой участок к северу от
мавзолея . Здесь выявлен культурный слой ХIV-ХIХ
вв. мощностью около 5 м, лежащий на материке, в
котором во множестве впущены погребения. Разрезы
северной и восточной крепостных стен цитадели
дали основание датировать время их возведения ХV
в., т.е. периодом времени последовавшим за
строительством архитектурного комплекса
мавзолея. Стена с западной и южной сторон,
ограждавшая арк от территории шахристана, т.е.
остальной части города, имеет более позднее
происхождение. Построена он была, скорее всего, в
XIXв. при какандском правлении городом. Она была
полностью уничтожена в 50-х годах в ходе
благоустроительных работ вокруг архитектурного
комплекса.
К западу и юго-западу от цитадели
расположена территория шахристана в виде
неправильного четырехугольника площадью
примерно 23,5 га (350х670 м). В микрорельефе этой части
городища до сих пор хорошо прослеживаются
кварталы жилой застройки, разделенные уличной
сетью. В западной части шахристана был
расположен обширный водоем, питавшийся из речки,
впадавшей с севера в крепостной ров. С северной и
западной сторон эту территорию ограничивают, и
до сих пор хорошо прослеживаемые, остатки стены с
башнями на углах. Южная стена менее ярко
выражена, однако здесь имеется явный перепад
уровней, подчеркивающий мощность культурных
отложений внутри шахристана по сравнению с южным
рабадом, который, очевидно, был окружен стеной в
самый последний период жизни города в ХVШ-ХVХ вв.
Площадь рабада около 15 га. Стена, огибавшая его с
запада и юга, хорошо прослеживается в
микрорельефе. С юго-западной стороны даже
сохранился ее небольшой фрагмент. Она
представляла собой просто высокую глиняную
стену из сырцового кирпича, толщиной в основании
до одного метра. В юго-восточной части эта
стена огибала, по всей вероятности, бугор
Культобе, расположенный в 300 м к югу от
архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда, как бы
включая его в городскую территорию.
Археологические исследования,
проводившиеся на бугре Куль-тобе в начале 80-х
годов, вскрыли здесь свиту культурных слоев,
свидетельствующих о непрерывной жизни городища
в период датированный первой половиной I тыс.н.э.
– началом ХIV в. н.э. В нижних слоях
стратиграфического раскопа на Куль-тобе
получены материалы, относящиеся к так называемым
“каунчиноидным культурам” присырдарьинского
региона. Их существование относится к концу I тыс.
до н.э. – VI-VШ вв. н.э. Ограниченный комплекс
материалов полученных здесь не дает основания
более точно, чем середина I тыс. н.э. определить
время возникновения поселения на территории
городища Туркестан. Тем самым удается
локализовать местоположение до монгольского
поселения Ясы. Исследования же на цитадели
позднесредневекового города, в непосредственной
близости от здания мавзолея, дают основания
заключить, что отложение здесь культурного слоя
и возникновения жилой застройки относится к
послемонгольскому времени, а наиболее
интенсивный период застройки– к ХVI-ХVII вв.
В это время Туркестан, очевидно, быстро
растет и становится ведущим
торгово-экономическим и культурным центром
региона. Отметим и произошедшую к этому времени
переориентировку основных торговых путей. В
частности, переправа через Сырдарью
переместилась из района Отрара вниз по течению
реки в район г.Аркука, т.е. ближе к Туркестану.
Рост города в ХV-ХVШ вв. происходил за
счет упадка других древних экономических
центров региона, таких как Отрар.
Еще в начале века часть населения Туркестана
помнила о том, что их предки жили по р.Арысь, где
экономическим и культурным центром был
многолюдный город Отрар. Народные предания
туркестанцев до сих пор сохранили память о том,
что последний массовый приток переселенцев из
Отрара и его округа произошел в ХVШ в. Отметим
также, что по последним археологическим данным
окончательное запустение соседнего городища
Шойтобе, традиционно отождествляемого с
историческим городом Шавгаром, произошло, скорее
всего, в XIVв. Этим же временем датируется, по кладу
серебрянных и бронзовых монет, запустение
поселения на холме Культобе в самом Туркестане.
Естественно, что усиление роли города
Туркестан в торгово-экономической жизни региона
сопровождалось притоком населения. Это
отразилось в изменении его топографии,
расширении границ, более плотной (городской)
застройки территории. Видимо, в это время (ХV-ХVШ
вв.) сформировался шахристан, начали оформляться
пригороды и город приобрел те размеры и основные
особенности топографии, которые были характерны
для города Туркестан еще в недавнее время.
В до монгольское же время, возможно, и в
ХШ-ХIV вв. городская территория ограничивалась
лишь площадью Культобе и прилегающей
территорией. Собственно, это было небольшое
поселение в окрестностях города Шавгар (городище
Шойтобе), бывшего в до монгольское время центром
одноименного округа. Участок территории, где
ныне находится величественная ханака ходжи
Ахмеда Ясави, и который в ХIХ вв. выполнял функции
цитадели города, в V-ХII вв. был территорией
кладбища поселения Ясы, о чем свидетельствуют
многочисленные погребения, которые были
разрушены при строительстве оснований комплекса
мавзолея в конце ХIV в. Местное народное предание
говорит о том, что при рытье котлованов под
основание будущего грандиозного здания, были
нарушены ранние погребения. И тогда была
сооружена специальная сагана куда и были
перезахоронены ИЗЪЯТЫЕ останки. В
ходе аварийных археологических работ в
центральном зале архитектурного комплекса в 1997г.
на глубине около 1,7м. были расчищены ранние до
мусульманские погребения с керамическими
сосудами относящимися к VI- VIIIвв. Да и вряд ли
Ходжа Ахмед был похоронен где-нибудь в черте
современного ему поселения, а не на пригородном
кладбище. Лишь позже, с ростом города Ясы в ХIV-ХVШ
вв. участок кладбища был включен в городскую
территорию, а здание мавзолея - ханаки стало
архитектурной доминантой всего региона.
Комплексное использование
археологических данных и сведений письменных
источников в увязке с общей историей города
Туркестан позволяет ставить вопрос о
исторической периодизации туркестанского
некрополя. В зависимости от социального статуса
предположительно выделяются несколько этапов.
Первый этап до мусульманский (или
раннесредневековый), вероятно, с V по Х в. В это
время здесь было кладбище небольшого поселения,
представленного нижними слоями
стратиграфической колонки Культобе. Второй этап
- X – cередина XIIвв. время утверждения ислама в
городской среде Южного Казахстана. Третий этап
начинается с захоронения здесь ходжи Ахмеда и до
конца XIVв. Этот этап условно можно назвать этапом
первого мавзолея. В этот период складывается и
укрепляется культ святого шейха; при его
погребении возникает комплекс построек ханаки.
Четвертый этап начинается с постройки
тимуровского архитектурного комплекса, т.е. с
начала XVв. и до второй половины XVIв.-- времени
перехода Туркестана под власть казахских ханов.
Пятый этап – вторая половина XVIв. до начала XIXв.,
когда г.Туркестан был подчинен Кокандским
ханством.1