Туркестан
- столица Казахского ханства
В XVI - XVIII вв. Туркестан был
столицей Казахского ханства. Казахские
ханы осознавали геополитическую и
духовную значимость этого города для
сплочения кочевых племен, входивших
состав молодого государственного
образования.
Туркестан
и его величественный памятник
связывается с идеей казахской
государственности. Эта его роль
подчеркивается еще и тем фактом, что
столь значительное и почитаемое место
со временем превратилось в пантеон
выдающихся государственных деятелей,
знаменитых ученых и поэтов. Внутри
комплекса были погребены такие
известные в истории люди, как Абулхайр,
Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан,
Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан,
Каз дауысты Казбек-би и многие другие.
После вхождения в состав
Казахского ханства всей территории
Средней Сырдарьи резиденцией
казахских ханов становится г. Яссы -
Туркестан, который стал к этому времени
крупнейшим торговым
и ремесленным центром.
Автор "Бахр ал-асрар" Махмуд ибн
Вали сообщает
еще об одном названии города: "Нынче
Туркестан - это город Сакси, который
простой народ называет Яссы. Ходжа
Ахмед Яссави - родом из этой области и
похоронен там". В этом же источнике
мы встречаем указание о расположении
ставки Есим-хана в Туркестане, что
подтверждает Абулгази, в годы смут на
своей родине пользовавшийся
гостеприимством Есима.
Для
Есим-хана был выстроен особый мавзолей
перед главным порталом комплекса
Ходжа Ахмеда Яссави. На этом же
кладбище находился не сохранившийся до
наших дней мавзолей другого сына Шигая-хана
Ондан султана, упомянутый
Кадырали-беком в "Джами ат-таварих".
Однако пока самым ранним надгробным
памятником, связанным с правящим родом
казахов в
Туркестане, остается надмогильный
камень Аманбике. Судя по эпитафии, она
дочь основателя Казахского ханства -
Джанибека, скончалась в 925 г. по хиджре
(1519 г.).
В Туркестан, к казахским ханам направлялись посольства из
соседних государств. Наиболее полно
сохранилась запись русского
посольства к Тауке хану, прибывшему в
Туркестан 22 июля 1694 г. Туркестан был не
только резиденцией казахских
правителей. Здесь проводились собрания
высшей казахской знати по решению
важнейших государственных вопросов.
Проведение в Туркестане собраний
высшей знати в более поздние времена
зафиксированы документально.
В Туркестане проходили
торжественные церемонии возведения на
престол казахских ханов. Так, в 1737 г.
ханом был избран султан Абулмамбет.
Согласно сообщению батыра Джанибека,
Абулмамбет "сын бывшего Пулат-хана и
будучи-де он в прошлом году в Туркестане
от знатнейших киргиз-кайсацких родов
яко Аргинского, Актайского,
Увактирейского и от других удостоен в
ханы...". Сообщения о торжественном
избрании ханом Абылая более конкретны
и позволяют в общем представить
картину исторической церемонии. По
записи капитана Брехова, Аблай "ханское
титло приобрел еще прошлого 1771 года во
время преследования бежавших из
протекции Е.И. В волжских калмык через
трех орд ханов, султанов, старшин
киргизцев, а также ташкентцев и
туркестанцев самолутчих людей с общего
согласия с тем, чтобы ему султану
быть над всеми ханами главным, будучи в
городе Туркестане при гробе Святого
Ходжа Ахмета. Причем-де по обычаю их и
образу прежде возведенных ханов
прочтена утвердительная молитва, а по
ней-де и действительно на ханство
возведен поднятием перед всем
собранием на белой кошме".
Известно, что и в других местах
Казахстана проводились общеказахские
курултаи (к примеру, в Ордабасы).
Однако, как свидетельствуют
исторические факты, лишь в Туркестане
собрания общенационального значения
проводились регулярно. Не случайно
именно Туркестан был выбран
политическим центром Казахского
ханства. Город являлся второй Меккой
для мусульман Центральной Азии и
располагался на стыке кочевой и
оседлой культур, на пересечении
торговых путей, имел мощные крепостные
стены.