...Все
лучшее, что создается под солнцем,
в сердцах остается,
в ночах наших светит бессонных...
О. Сулейменов.
Шелковый путь — это
своеобразная держава без имени и
юридического статуса, объединение без
признаков государственности.
Сотни больших и малых городов,
стертых с лица земли временем или же
существующих ныне, помогают понять и
отрыть нам подлинное величие Шелкового
пути.
История его берет начало с 138
года, когда из Ханьской столицы вышел
посольский караван в в сопровождении
князя Чжан-Цзяня, посланного
императором У-ди в неведомые страны
Запада. Через 13 лет князь вернулся
назад, в своем путешествии он дошел до
Афганистана и первым прошел прямым
путем из Китая через Центральную Азию.
Вслед за ним по этому пути на Запад
стали отправляться караваны с шелком, а
в Китай товары из Средиземноморья,
Ближнего и Среднего Востока, Средней
Азии.
Великий Шелковый путь как
торговая магистраль не был чем-то
застывшим и постоянным. В течении
столетий приобретали важное значения
те или иные участки пути, некоторые
отмирали, приводя к упадку города и
центры лежащие на нем. Выбор того или
иного маршрута зависел в основном от
политической и экономической
расстановки сил на евроазиатском
континенте.
На момент вхождения Казахстана
( Южной его части) в систему Шелкового
пути, на его территории издревле
развивалась самобытная культура, в
формировании которой участвовали
кочевые племена и оседлые народы,
которые были достаточно однородны или
же были объединены в рамках однотипных
этнополитических образований.
Взаимодействие и взаимообогащение
культур- оседлой и кочевой- явились
основной линией мирового прогресса. В
недрах такого синтеза лежат многие
достижения цивилизаций, созданных
народами Казахстана и Средней Азии. Так,
в VI-III вв. до
н.э. на территории Казахстана обитали
кочевые и полукочевые племена саков,
высокая культура которых известна по
раскопкам многочисленных курганных
могильников, среди которых Бесшатыр,
Иссык, Тегискен, Уйгарак. Уже в то время
существовали связи с Китаем, Индией,
Ближним и Средним Востоком. Об этом
свидетельствуют найденные в
погребениях сакской знати китайские
зеркала, высокохудожественные изделия
из Средней Азии и Ирана.
Монументальные
погребальные сооружения Тегискена из
сырцового кирпича, наталкивают на
мысль о привлечении к их возведению
иноземных мастеров. Во время
существования государства Усуней и
Кангюй во II в. до н.
э. - первой половине нашего тысячелетия,
когда Шелковый путь начинает активно
функционироавть, сюда проникают
римское стекло и монеты, китайский шелк,
зеркала и лаковая посуда, европейские
фибулы- застежки и разного рода камни-
печатки из Сасанидского Ирана.
В этот период в долинах рек Чу,
Таласа и Сырдарьи формируются
небольшие города, основой для которых
послужили небольшие земледельческие
поселения. Многие из таких центров
обнаружены археологами в предгорной
зоне Тянь-Шаня, в долинах Арыси, на
Сырдарье. Особенно хорошо сохранились
эти города в пустынной зоне Приаралья,
в Джетыасарском урочище. До сих пор
возвышаются их просушенные солнцем
желтые стены, а под такырами покоятся
древние некрополи.
Во второй половине VI века Семиречье и Южный
Казахстан вошли в состав огромной
кочевой империи- Тюркский Коганат,
простиравшейся от Кореи до Черного
моря.
В конце VI века Каганат распадается на
две части- Восточно-тюркский и Западно-тюркский.
Центром последнего становится
Семиречье со столицей в городе
Суябе.
Именно в это время происходит
оживление участка Шелкового пути,
который сыграл важную роль в развитии
городской культуры Семиречья и Южного
Казахстана. В Семиречье он
способствовал появлению целого ряда
городских центров, а на юге Казахстана
быстрому росту тех городов, которые
оказались либо на самой трассе, либо
были связанны с ней торговыми
ответвлениями.
Если в источниках первой
половины I тыс. н.
э. Упоминаются лишь города Чигу и
Семиречье- как резиденции правителей
усунь и Битянь в Южном Казахтане-
столица кангюй, то уже в начале VII века
сообщается о нескольких десятков
городов. Наиболее крупными их них были
Суяб, Тараз и город на "Белой реке",
позднее названный Испиджаб. В
китайских дорожниках VII-VIII вв. и
арабских маршрутниках VIII-XII вв.
перечислены уже десятки городов,
стоящих на Шелковом пути.
Шелковый путь полегавший через
Среднюю Азию, Южный Казахстан и
Семиречье функционировал вплоть до XIV века.
По Шелковому пути везли прежде всего
шелк, который на ряду с золотом
превратился в международную валюту, им
одаривали царей и послов, выплачивали
жалование наемному войску и
государственные долги.
В свою очередь из Рима, Византии,
Индии, Ирана, Арабского халифата, а
позднее из Европы и Руси по нему шли
товары, производимые в этих странах. По
Шелковому пути везли на продажу
знаменитых коней Ферганы, арабских и
ниссийских скакунов, верблюдов и
слонов и многое много прочее.
|
Мавзолей
Айша-Биби. XII в. |
По Шелковому пути так же
распространялись так
же и религиозные идеи. Различные
миссионеры несли свою веру в заморские
страны. Из Индии через
Среднюю Азию и Восточный Туркестан
пришел буддизм, из Сирии, Ирана, и
Аравии распространилось христианство,
а затем - ислам.
Величие Шелкового пути состоит
не сколько в том колоссальном
товарообмене между различными
государствами, сколько во
взаимопроникновении и
взаимообогащении непохожих
цивилизаций и культур.
Шелковый путь - система древних
торговых караванных дорог, ведущих из
Китая в страны Ближнего Востока и
Европы, одно из наиболее значительных
достижений в истории мировой
цивилизации.