КОЛЛЕКЦИЯ РИЧАРДА СПУНЕРА

Представленная  коллекция живописи и графики Ричарда Спунера, американского бизнесмена, включает в себя 111 произведений 23 казахстанских художников, созданных с 1927 по 1998 год. Каждый представленный автор обладает яркой ииндивидуальностью и несомненной творческой одаренностью.

Идея формирования собственной коллекции пришла к Р.Спунеру в начале 80-х, в период его работы в Москве, где он познакомился с известным колекционером А.Русановым.  На его опыте он постигал основы этой непростой, но увлекательной деятельности.  Общение с этим человеком, размышления и посещения многочисленных выставок формировали взгляды и основные принципы Спунера-коллекционера. Прирожденный эстетический вкус и профессиональное знание русской литературы и истории начала ХХ века, которые он изучал в Америке, помноженные на интерес к новациям в переосмыслении природы творчества в теоретических и практических работах К Малевича и В.Кандинского, обусловили характер его первых приобретений. Работы московских художников А.Зверева, В.Немухина, В.Яковлева и Д.Плавинского  с их версией неофициального искусства и непростой личной судьбой словно дополняли его знания исторических фактов созлданием их собственной виртуальной параллели в произведениях искусства того времени.

Вторым этапом деятельности коллекционера явился приезд Р.Спунера в Казахстан в 1992 г. С этого момента он начал интересоваться казахстанской школой изобразительного искусства, отмечая ее своеобразие во множественности авторских подходов и концепций. К этому периоду у Спунера уже выработались личные принципы в оценке произведений искусства, но все же он избегал и до сих пор воздерживается от формулирования жестких критериев в этом вопросе, в основном полагаясь на собственные интуицию и интерес.

Большая коллекция казахстанской живописи и графики, сложившаяся за шесть лет и включающая работы таких выдающихся мастеров как С.Калмыков, Ж.Шарденов, а также произведения известных художников среди среднего и молодого поколений, не претендует на историческую системность и полноту, а скорее самим фактом своего существования демонстрирует иррациональную и вневременную природу творчества.  Работы художников доказывают главенство скрытных,   но косвенно проявляющихся вечных законов бытия, и каждое произведения воплощает собой   различные ступени философского постижения   некоей изначальной цельности в форме творческого созидания и духовного самосовершенствования.

Незабываемым моментом в жизни Р.Спунера было знакомство с творчеством Сергея Калмыкова, необыкновенного  человека, выступающего в различных ипостасях, отражающих многосторонность и уникальность его дарования.

Его работы являют нам мир  фантастических грез и мечтаний, где идеями космизма проникнут каждый атом материи.  Сам художник считал, что "в искусстве имеют значение намерения, а не достижения, так как художник прежде всего мечтатель, а не мастер..." Пространство работ Сергея Калмыкова насыщено неким магнетизмом,   притягивающим человека и призывающим распознавать свой собственный мир фантазий в причудливых и загадочных образах.

В стихийной экспрессивности работ Жанатая Шарденова и характерной осязаемости  самой фактуры живописи  выражается любовь и наслаждение самого автора жизнью во всех ее проявлениях. Его пейзажи являются  спонтанным отражением  первого сильного впечатления и чувства, осязаемых в каждом мазке его кисти.

Для Р.Спунера   важнейшим  фактором оценки является умение художника трансформировать  реальность, переводя ее   в систему метафорических понятий, емких и выразительных формулировок авторских идей. В этом ему видится проявление  таланта художника, его цельной личности, способной выработать свой собственный язык и доказать право на существование.

Большой интерес вызывают у колекционера   произведения молодых художников.  В их работах объединяющим можно назвать стремление к созданию формы  "новой мифологии", которая могла бы стать той системой,  в которой объединяются универсальные и персональные понятия.  В самом понимании мифа его образного воплощения как языка искусства видится обращение молодых к древней традиции, когда искусство еще не выделялось в самостоятельную область деятельности, а являлось необходимым и естественным компонентом человеческого существования.

Р.Спунер не пытается предугадать или спланировать дальнейшие пути развития своей коллекции. В этом он подобен художнику, творящему по первичному импульсу, неосознаному, но настойчивому желанию его реализации. Внешняя броскость или "мода" на конкретное авторское имя никогда не  заслоняли от коллекционера подлинной сущности художника, содержания его творчества, которое постоянно раскрывается человеку и постигается только со временем.

Создание коллекции является уникальной   формой проявления собственой индивидуальности через произведения, созданные творческой фантазией других людей. При этом объединяются разноплановые художественные концепции,  создавая гармоничную, внутренне логичную систему, в которой каждое произведение проявляет свои подлинные характер и значение. Собрание Ричарда Спунера  воплощает собой особенности личности коллекционера, его талант увидеть в явном скрытое, а в единичном проявлении творческого созидания почувствовать его внутреннее предопределение и высшую цель.

Джадайбаев А.

Зав. отделом "Искусство Казахстана".

ГМИ им.Кастеева


HeritageNet

На главную страницу "HeritageNet-Kazakhstan"

Kazakhstan